Групповая работа и диалогизация образовательного процесса

Страница 5

По мысли М.М. Бахтина, диалогизм является «формой взаимодействия между равноправными и равнозначными сознаниями». В самом общем смысле диалог можно определить как соприкосновение двух (или более) несовпадающих, но равноправных сторон (голосов, смыслов, точек зрения, сознаний). Диалог всегда согласие - несогласие, понимание - непонимание, слияние - разъединение. Множество голосов, их сложное взаимодействие и в результате рождение нового голоса делают диалог в принципе бесконечным, незавершенным.

В первом классе учебный диалог начинается с погружения в сознание ребенка культурологического собеседника, роль которого играет учитель. Овладевая тем или иным предметным содержанием, учащиеся вступают в спор. В этом споре выкристаллизовывается точка зрения каждого ученика и вместе с тем обнаруживаются границы ее применения.

Возражая культурологическим собеседникам, первоклассник создает свой вариант ответа на вопросы, обсуждаемые на уроке. На первых порах детские варианты, модели, гипотезы представляют собой весьма неуклюжие и плохо понятные конструкции. Учитель в учебном диалоге:

1) ставит учебную проблему, задавая последовательность работы, т.е. реализует определенную программу диалогического обучения;

2) является активным участником диалога. Он не играет в незнание и непонимание. Диалог продуктивен лишь тогда, когда выводит его участников на уровень вечных проблем, окончательного решения которых не знает не только ученик, но и учитель;

3) помогает детям оформить свою мысль о предмете. «Учитель может разглядеть в неуклюжем гадком утенке - образе, созданном ребенком на уроке, не просто смешную нелепость или дерзость а начало личностного мышления».

Диалог не возникает спонтанно. Опыт диалогического общения накапливается постепенно и на начальных этапах неизбежно включает элементы формальной организации: изложение сценария, распределение ролей и т.п. Все сказанное лишь еще раз подтверждает значимость диалога в активизации познавательной деятельности учащихся и необходимость большего применения диалогового обучения в образовательном процессе, в том числе и в начальной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другие статьи:

Проблемное обучение
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более ...

Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец, практически, трудно достигаемый. В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не с ...

Разделы