Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Педагогика » Проблема гуманизации школьного образования » Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Анализ оценок рационалистической (технократической) и гуманистической моделей педагогического позволяют представить их сравнительную характеристику.

Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется

·в изменении его стратегических ориентиров (гуманизм, педоцентризм, творчество);

·личностно-ролевых позиций его участников (педагог и ребенок);

·способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических

·технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание).

Изменение социальных ориентиров нашего общества в конце 80-х начале 90-х годов вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования.

Высшим результатом воспитательной системы признается целостный человек, ребенок в единстве его физического, духовного и нравственного развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу.

Определяя методические принципы воспитания в современных условиях,

А.Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности.

Различные модели, реализуемые педагогами, отличаются не только процессуально, но и результативно:

· Учебно-дисциплинарная модель

· Личностно-ориентированная модель

Цель:

Вооружить детей знаниями, умениями, обеспечить психологическую защищенность, и навыками психологическое здоровье, базис личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка

Лозунг взаимодействия с детьми

: “Делай как я!” “Не рядом, а вместе!”

Способ общения

: Наставления, понимание, признание и принятие личности разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации взрослых способности стать на позицию ребенка, основанное на формирующейся у ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции

Тактика:

диктат и опека, сотрудничество

Позиция педагога

: реализовать, исходя из интересов ребенка и программы, перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества

Доминирующие формы

: Фронтальные занятия, игра, позволяющая ребенку проявить по типу школьного урока собственную активность, более полно реализовать себя

Другие статьи:

Диагностика коммуникативной сферы
Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина). Описание методики «Картинки». Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением ...

Этапы формирования критического мышления
Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты и его коллег (Costa et al., 1985), детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых для того, чтобы научится кр ...

Разделы