Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Педагогика » Проблема гуманизации школьного образования » Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической моделей педагогического процесса

Анализ оценок рационалистической (технократической) и гуманистической моделей педагогического позволяют представить их сравнительную характеристику.

Гуманизация педагогического процесса на основании сравнительного анализа существующих концепций представляется

·в изменении его стратегических ориентиров (гуманизм, педоцентризм, творчество);

·личностно-ролевых позиций его участников (педагог и ребенок);

·способов их взаимодействий, определяющих характер педагогических

·технологий и педагогических воздействий (эмпатия, свободный выбор, сотрудничество, сопереживание).

Изменение социальных ориентиров нашего общества в конце 80-х начале 90-х годов вызвало активный интерес ученых и практиков к проблеме гуманизации образования.

Высшим результатом воспитательной системы признается целостный человек, ребенок в единстве его физического, духовного и нравственного развития, способности к саморазвитию, интенсивной самореализации, эффективному служению социальному прогрессу.

Определяя методические принципы воспитания в современных условиях,

А.Г. Асмолов называет в их числе включение личности в значимую деятельность, демонстрацию последствий деятельности для референтной группы, создание успеха в социальных действиях, смену социальных ролей, учет ведущих мотивов личности.

Различные модели, реализуемые педагогами, отличаются не только процессуально, но и результативно:

· Учебно-дисциплинарная модель

· Личностно-ориентированная модель

Цель:

Вооружить детей знаниями, умениями, обеспечить психологическую защищенность, и навыками психологическое здоровье, базис личностной культуры, развитие индивидуальности ребенка

Лозунг взаимодействия с детьми

: “Делай как я!” “Не рядом, а вместе!”

Способ общения

: Наставления, понимание, признание и принятие личности разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации взрослых способности стать на позицию ребенка, основанное на формирующейся у ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции

Тактика:

диктат и опека, сотрудничество

Позиция педагога

: реализовать, исходя из интересов ребенка и программы, перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества

Доминирующие формы

: Фронтальные занятия, игра, позволяющая ребенку проявить по типу школьного урока собственную активность, более полно реализовать себя

Другие статьи:

Классификация моделей
В преподавании достаточно широко используются планиметрические модели, стереометрические модели (каркасные, стеклянные, деревянные, картонные), стереометрический набор, тригонометрический круг, стереометрический ящик. Изучив методическую литературу можно сост ...

Содержание программы по математике Республики Казахстан
Авторы программы Республики Казахстан по математике Т.К. Оспанов и Ж.Т. Кайынбаев и другие считают, что математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения ...

Разделы