Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности

Страница 8

Задача управления методической работой на муниципальном уровне в условиях сетевого подхода к ее организации - адаптироваться в окружающей ее среде. Это значит согласовать внутренние отношения, выработать внутриорганизационные законы, определить границы допустимых поведенческих реакций участников, что позволит в сложных для управления организацией условиях изменчивой среды поддерживать и развивать реализацию новой внутренней культуры, основных функций организации и самоорганизации. Учитывая то, что линейно-функциональная структура, характеризующая иерархические связи, уже не приемлема в условиях изменений, происходящих в образовании, мы остановились на адаптивной структуре управления методической работой с педагогами на муниципальном уровне, которая позволяет оперативно решать постоянно возникающие задачи.

Формируя адаптивную систему управления методической работой, можно использовать матрицы. При матричной структуре происходит наложение специально созданных временных целевых структур на постоянные элементы сетевой структуры. Постоянными являются специализированные модели методических центров (кабинетов), экспериментальные площадки, лаборатории перспективного опыта, педагогические мастерские, опорные школы, методические центры на базе инновационных образовательных учреждений, городские ассоциации педагогов-предметников, научно-методический совет и т.д.

Новый элемент в сети - временные структуры - проектные команды. Такие структуры более динамичны. Проектные команды состоят из профессионалов, направлены на решение деловой задачи. Поэтому акценты лидерства и управления командой скорее смещены в деловую, чем в эмоциональную сферу. Командой мы называем группу, состоящую из 5-7, реже из 15-20 человек. Члены проектной команды разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополнительные умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли. Управление командой предполагает меры по повышению у членов команды ощущения ценности своего участия в ней. Замечено, что команда работает наилучшим образом, если все ее члены довольны занимаемыми позициями, а сами они подходят для занятия данных позиций в наибольшей степени. При командной работе чаще всего требуются люди, обладающие разным образованием, специализацией и опытом. Тем не менее, у них должны быть и сходные умения и качества, востребованные в командах в настоящее время. Это, прежде всего, базовые исследовательские умения, мыследеятельность высокого уровня, умение межличностной коммуникации и групповой работы, позитивные личные черты.

Взаимодействие руководителей проектных команд с разными уровнями и функциональными подразделениями выстраивает новые сети горизонтальных коммуникаций, что позволяет легко перемещать сотрудников при переходе из одного проекта в другой, лучше использовать кадровые и материальные ресурсы.

На рис. 7 и 8 приведены варианты матричной структуры управления методической службой на уровне муниципалитета и школы.

Основные преимущества матричной структуры управления заключаются в рациональности распределения функций, в сочетании горизонтальной и вертикальной координации, в ускорении принятия решений, в повышении ответственности за конечные результаты деятельности.

Ведущим принципом данной структуры управления становится принцип делегирования полномочий и ответственности. Сотруднику предоставляется определенная сфера деятельности (задачи с соответствующими полномочиями), в рамках которой он действует и самостоятельно принимает решения. Он несет полную ответственность за то, что делает или не делает. Руководитель не имеет права вмешиваться в сферу деятельности своего подчиненного и не может в пределах этой сферы принимать самостоятельные решения, кроме случаев возникновения серьезной опасности (рис. 7, 8).

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку
Каждый из нас сталкивался с таким явлением: какое-то событие волнует одного человека, толкает его на речевые поступки, побуждает высказывать свое мнение, но оставляет равнодушным другого; или: один человек всю жизнь читает приключенческую литературу и смотрит ...

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения
Коммуникативный аспект педагогического общения Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» ...

Разделы