Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте

Педагогика » Исследование современных методов сказкотерапии для коррекции агрессивного поведения детей » Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте

Страница 3

Основные принципы модели:

Агрессивность - врожденное и необходимое проявление инстинкта смерти Танатоса

Танатос проявляется всегда: или, разрушая личность, или агрессивно выплескивается на окружающих. Задача - побороть стремление смерти и вогнать его в наиболее социально приемлемое русло.

Яркое эмоциональное выражение агрессивности - наиболее мирная форма выражения Танатоса.

Более поздние сторонники считают, что выражением Танатоса могут стать также различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных соревнованиях.

Сторонники модели и схожие теории

Похожую точку зрения развивал Конрад Лоренц. Конрад Лоренц считал агрессивность врожденным свойством и проявлением инстинкта выживания. Именно агрессивность с точки зрения К.Лоренца способствует естественному отбору, то есть в условиях высокой агрессивности выживают только сильнейшие особи, которые имеют хороший генетический материал. Конрад Лоренц считал, что агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией: количества накопленной агрессивной энергии и наличия и силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении.

Другими словами, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если с момента последнего агрессивного проявления прошло достаточное количество времени, подобное поведение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.

Схожих взглядов придерживается Меланжи Клейн, которая рассматривает агрессию как проекцию собственного саморазрушительного влечения человека.

Противники модели

Идея Фрейда получила ряд критических отзывов. Противники теории: Эрнст Джонс, Альфред Адлер.

Основные тезисы критичных отзывов:

Основная критика модели Фрейда - противоречие канонам биологии (любой живой организм стремится выжить и продолжить свой вид).

Восприятие человека как более высокоорганизованное существо, которое отличается от животных.

Невозможность описания и характеристики инстинкта смерти. Фактически исследования не продвинулись дальше того, чтобы дать этой энергии название, - в работах фрейдистов она фигурирует как моргидо, или деструдо.

Возражения против утверждения, что личность неизменна.

Другое определение агрессии - как сила, с которой человек выражает свою любовь и ненависть к окружающим или самому себе и с которой он пытается удовлетворить свои инстинкты

Модель реакции на фрустрацию

Основоположник - Джон Доллард.

Агрессия - это не врожденное и автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию - попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Основные принципы модели:

Агрессия понимается как намерение навредить другому своим действием.

Агрессия всегда проявление фрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Понятие "индивидуализация" обучения
В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государств ...

Работа с родителями
Работа в мини-музее эффективна, когда активно привлечены к ней родители. Экскурсии, совместные праздники и викторины, создают у детей сильную мотивацию к познанию, создавая эмоциональный фон, на котором достаточно сложные сведения усваиваются легко и непринуж ...

Разделы