Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь

Педагогика » Основные формы и методы руководства чтением » Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г. Тирасполь

В практике работы юношеского абонемента ЦГБ, конечно же, используются методы как индивидуального, так и массового руководства чтением в самых разнообразных традиционных и нетрадиционных формах, но мы остановимся на основных:

Юношеская библиотека отличается специфической возрастной категорией читателей: от 14 до 21 года. Конечно же границы условны. Существует три ступени читательского развития юношества, которые характеризуются разным уровнем понимания и восприятия литературы и, поэтому, проводя индивидуальные беседы или книжные выставки и обзоры литературы, работники юношеской библиотеки учитывают этот фактор при выборе темы, проводимого массового мероприятия, а так же при подборе литературы. Когда у нас на абонементе проходят «Дни библиотеки», с начинающими читателями (обычно это 8-е классы) мы проводим ознакомительные экскурсии по библиотеке. С учащимися 9-10 классов, как правило, проводим не только экскурсии, но чаще библиотечные уроки, что бы научить их работать с каталогами и картотеками.

Наша цель - научить читателя грамотно самостоятельно работать с книгой, уметь находить необходимую информацию, используя все средства, имеющиеся в нашей библиотеке.

Самой распространенной формой массовой работы по руководству чтением наших читателей являются книжные выставки и обзоры по ним. Они откликаются на актуальные общественно-политические события в Республике (например, книжная выставка «Приднестровье- наш дом»к 11-ти летию ПМР) и в мире. А так же на темы особенно волнующие и интересующие наших постоянных читателей. Например, книжная выставка «Любовью дорожить умеете», «Для вас девочки», «Всем кто хочет быть здоров», «Новые книги», «Разные дороги в бездну»(об угрозе СПИДа, наркомании). У нас на абонементе постоянно действуют книжные выставки: «Путешествие в далекое и близкое», отражающие страницы истории нашей Родины, «Тропинками родного края», посвященная глобальной теме охраны окружающей среды. К декаде пропаганды молдавской литературы была организована книжная выставка «В краю солнца». Индивидуальные беседы, консультации, а так же обсуждение книг с группой читателей, обычно с активом, мы проводим при подготовке больших массовых мероприятий, таких как, вечер-встреча «Живи и помни» (с узником фашистского концлагеря Освенцим Андросовым), литературно-музыкальный вечер «Кобзарь бессмертный» к 187 летию Т.Г. Шевченко, на который были приглашены учащиеся украинского лицея. Они показали хорошие знания творчества Шевченко, читали его стихи, а так же замечательно исполняли песни Т.Г. Шевченко. При подготовке поэтических часов, читательских конференций, циклов чтений, конкурсов, и других литературных игр и массовых мероприятий, мы, конечно же, используем и индивидуальные методы руководства чтением во всех формах. Это и рекомендательные беседы, особенно о новых книгах, и пресс – минутки, о поступившей периодике. С некоторыми читателями необходимо обязательно беседовать о прочитанном, так как читатель сам хочет высказаться, поделиться впечатлениями. При руководстве чтением юношества обязательны, на мой взгляд, индивидуальные консультации у выставок и книжных полок. Но не надо забывать, что все эти формы и методы руководства чтением не должны быть навязчивыми и безапелляционными. Руководство должно быть тактичным и взаимно полезным, как для читателя, так и для библиотекаря.

При доброжелательном отношении библиотекаря учитывающего возрастные и индивидуальные особенности читателя, можно надеяться на положительный педагогический эффект.

Активно используя все методы и формы руководства чтением в юношеской библиотеке, работники абонемента стремятся добиться главной цели – научить любить книгу источник знаний, добрых мыслей и чувств.

«В свободный час я – в книжной лавке,

Мне книга – воздух для души,

Она влечет могучей властью,

Вселенной раскрывая ширь»

(П. Бровка)

Другие статьи:

Определение понятия и задач культурологического компонента в обучении иностранному языку
Культурологический компонент в организации педагогического процесса предполагает повышение общего культурного уровня учащихся путем введения в процесс обучения ряда определенных дисциплин. Целями включения в процесс обучения цикла культуроведческих предметов ...

Понятие об игре и игровой деятельности в структуре учебного процесса
Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьм ...

Разделы