Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Педагогика » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 8

Печатные книги запрещено читать. Это чревато болезнью, а с ней борются санитары с крюками. Власть в антиутопии всегда стоит на двух китах: обещание счастливого будущего и страхе. Голубчикам нужна "ржавь", так как общество деградировало. Страх поддерживается санитарами, они напоминают опричников Ивана Грозного, забирают и лечат, а люди после лечения не возвращаются.

Согласно антиутопии "правильная" организация общества предполагает:

А) единомыслие его членов;

Б) упразднение личности;

В) установление централизованного контроля над каждым.

Т. Толстая проводит мысль, что всякий взрыв (революция) отбрасывает человечество назад. Жизнь обесценилась и лишилась философского наполнения.

"Кысь" - антиутопия особая, это русская национальная антиутопия, относящаяся к условно-метафорической прозе, создана в постмодернистских параметрах. Это история моральной, интеллектуальной и духовной деградации общества.

Повесть "Лаз", появившуюся в печати в 1991 году, критики рассматривали и как антиутопию, и как притчу. В основе этой повести лежит социальная проблематика, как и в основе любой антиутопии. Писатель с обостренным чувством утраты, не мог не прийти к поиску особых путей предупреждения об опасности. И в этом поиске он вышел к жанру антиутопии, расцветшему в русской литературе на рубеже и в начале 1990-х годов и ставшим очень популярным.

Повесть "Лаз" и другие его повести вызывали живейший отклик в прессе и неизменный интерес читателя. Писатель не идет путем прямых публицистических высказываний, он приглашает к расширительному толкованию художественных структур, деталей, образов, стремится подготовить нас к многозначному пониманию обобщений-символов, в первую очередь ключевого слова-заглавия - лаз. Он часто употребляет это слово, и слова-синонимы - дыра, щель, ниша, горловина, это указывает на стремление писателя к максимальному увеличению смысла и объема заглавия, которое все больше тяготеет к образу-символу, к философской метафоре.

Действие повести происходит в каком-то фантастическом растянувшемся мгновении, предыстория отсечена: нет ни прошлого, ни будущего. Лаз (небольшое отверстие, которое все время меняется) разделяет два мира, два города. На улицах верхнего города тихо и пусто, словно все вымерло, нет фонарей, магазины пусты, транспорт почти не ходит, отключены телефоны, перебои с водой и электричеством. Люди прячутся по углам, норам, подвалам, в то время как открытое пространство захвачено толпой. Толпа - это лишенная сознания стихия, управляемая слепым животным инстинктом. Она поглощает отдельных людей, чтобы стащить их по эволюционной лестнице обратно - в стаю, в стадо. Условия выживания в верхнем мире становится одиночество, потому что вместе - опаснее.

Нижний мир ярок и изобилен, но обособлен и замкнут, он страдает недостатком воздуха, а значит обречен. Здесь едят, пьют, смеются, читают книги, слушают поэтов и говорят, говорят, говорят о толпе, о настоящем и будущем, просят Ключарева (главного героя повести) передать весточку родным, просят информации: ведь "мы в одной стране…та жизнь - это тоже наша жизнь". В сверкающем неоновым светом подземном мире в душах людей царят мрак и безверие. "Это диагноз рубежного сознания, как полагает И. Роднянская, универсальный диагноз болезни конца тысячелетия, связанный с тотальным дефицитом мужества, сломленностью духа, потерей интереса к творчеству жизни".

При всей несхожести верхнего и нижнего миров они взаимосвязанные части распавшегося целого, верхняя жизнь отражается в жизни подземелья, как в кривом зеркале, смещающем акценты. Зеркальность явлена в сцене, когда Ключарев заблудился на сверкающих неоновыми лампами улицах подземного города и вспомнил, как недавно потерялся наверху между железнодорожными составами.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другие статьи:

Коммуникативная культура преподавателя: сущность, структура, функции
Приступая к рассмотрению феномена коммуникативной культуры преподавателя, во-первых, необходимо отметить те тенденции в развитии современного общества, которые послужили проявлению активного интереса ученых из различных областей науки к исследованию данного я ...

Этапы формирования критического мышления
Педагоги и психологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитие мышления учащихся. По мнению Косты и его коллег (Costa et al., 1985), детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых для того, чтобы научится кр ...

Разделы