Специальные компетенции

Страница 4

В конце 90-х годов прошлого века проблема начинает рассматриваться гораздо шире социальной адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Речь уже идет о стойкой стабилизации межнациональных отношений через создание единого межкультурного пространства (Абэлян В., Некрасова А., Пименов В., Михеева Н., Филонов Н., Шамилова Н.). При этом огромная роль в этой работе отводится школе и школьным учителям (Абакарова Р., Аракелян О., Атангулов О., Бабаенко И., Жуковский И.).

Идеи поликультурного воспитания разрабатываются параллельно с идеями народной педагогики (этнопедагогики) и педагогики формирования культуры межнационального общения (Айвазова С.Г., Бабурина А.К., Гасанов З.Т., Дадов И.А., Дашдамиров А.Ф., Кабаканова С.Ш.,

Кадиева Р.И., Комаров В.П., Крысько В.Г., Куранов М.О., Кусарбаев Р.И., Кутьев В.О., Помулева О.И., Харламов И.Ф., Ядрихинская Л.С. и др.). Разработчики этнопедагогики (Волков Г.Н, Гуртуева М.Б., Кукушин В.С., Мукаева О.Д., Шорова И.А., Швеммер В.) сосредоточены прежде всего на воспитательно-образовательных проблемах одной (обычно малой) этнической группы и анализируют перспективу воспитания с акцентом на национальные традиции.

На данном этапе в отечественной науке происходит окончательное становление педагогики формирования культуры межнационального общения, которая занимается вопросами воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости и видит фундамент подобного воспитания во взаимосвязи местного, национального, общенационального (федеративного) и общечеловеческого компонентов образования.

Нами выявлено, что начало нового тысячелетия знаменуется появлением значительного числа фундаментальных работ, посвященных теории и практике нормализации межнациональных отношений. Развивается этнопсихология

(Абдулатипов Р.Г., Арутюнян Ю.В., Бызова В.М., Гуриева С.Д., Дашдамиров А.Ф., Дробижева Л.М., Лебедева Н.М., Литвинова А.Н., Оконешникова А.П., Панеш Э.Х., Старовойтова Г.В., Стефаненко Т.Г., Хотинец В.Ю., Шпетп Г.Т. и др.). Разрабатываются методологические основы двух новых теорий в российской педагогической науке, где на первое место выводятся этнопедагогические факторы в разрезе педагогической защиты и поддержки ценностей учащихся разных национальностей:

1) Поликультурное образование (Аракелян О.В., Гукаленко О.В., Ершов В.А., Кузьмин М.Н., Макаев В. В., Малькова З.А., Новичков В.Б., Супрунова Л.Л. и др.).

2) Мультикультурное образование (Григорьев Д., Крылова Н.Б., Палаткина Г.В., Петрова С.Ф., Степанов П.В, Шафрикова А.В. и др.).

Наиболее продуктивной, на наш взгляд, современной теорией XXI века, связанной с национальным аспектом в образовании и воспитании является «Теория воспитания национального самосознания и межэтнической толерантности» (Абдулкаримов Г.Г., Абэлян В.Х., Арабина Л.Л., Блюменкранц М., Валеев А.М., Вульфов Б.З., Выскочил А.А., Галяпина В.Н., Гарданов Р.Т., Гаюрова Ю.А., Громова Е.М., Гуров В.Н., Киршина Л.Н., Константинов В.В., Мубинова З.Ф., Петренко В.Ф., Политова Ю.М., Поштарева Т.В., Романенко Т.П., Степанов С.В., Троицкий В., Хакимов Э.Р., Шабалдас А.Е., Шаповалов В.А., Шлягина Е.И., Хотинец В.Ю. и др.).

Толерантность

— внутренняя установка и отношение личности к внешнему раздражителю, характеризующее принимающее отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Поскольку толерантность — это «отношение к другому», то при употреблении термина «межэтническая толерантность» получаем тавтологию. Вполне достаточно, сказать, что подразумевается «отношение к другому этносу (или его представителю)», т.е. вполне достаточно сказать «этническая толерантность». Ведь действительно, отношение к чему-то своему обозначается термином идентичность и в науке общепризнано понятие «этническая идентичность», выделены ее типы и пр. Сегодня в России, да и в мире осознают, хотя зачастую открыто не говорят о различиях в религиозной и культурной традиции — христианской и мусульманской. В связи с этим, мы полагаем, более актуально рассматривать вопрос об этнокультурной толерантности. Впервые понятие этнокультурной толерантности вводит в учебном пособии «Этнопедагогика» Кукушин В.С. Этнокультурную толерантность

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Каковы структурные элементы учебной деятельности
Учебная деятельность имеет структуру, состоящую из: мотивации; учебных задача, с постановки которых начинает развертываться учебная деятельность (в определенных ситуациях в различной форме заданий); учебных действий - преобразования ситуации для обнаружения в ...

Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников
Роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет пря ...

Разделы