Проблема нравственного воспитания в Казахстане

Страница 1

В условиях глобализации современной цивилизации и развития электронных технологий важнейшим фактором мирового влияния становится культура, которая рассматривается сверхдержавами в качестве важнейшего механизма включения тех или иных регионов в сферу своего влияния.

Мировое сообщество вступает в новую фазу, в которой доминирующим фактором глобальной политики и фундаментальным источником конфликтов будут не политические и экономические разногласия, а, прежде всего, культурно-этнические различия и противоречия. Объективное или субъективное неравенство партнеров по культурному диалогу является предпосылкой геополитических влияний.

В этой связи в настоящее время усиливается борьба за духовное влияние и раздел мирового пространства. Сегодня стратегическая цель геополитической экспансии мировых лидеров в отношении развивающихся стран – сделать их себе подобными по политической и экономической системе, социальному строю, идеологии, психологии, культуре. Все это породило понятие духовной безопасности как системы условий, позволяющей культуре и обществу сохранить свои жизненно важные параметры в пределах исторически сложившейся нормы, ибо выход за рамки нормы под воздействием различного рода факторов (и, прежде всего, культурного, ценностно-нормативного характера) ведет к дезорганизации и, в конечном счете, – к национальной катастрофе, то есть распаду общества как целостной системы в связи с разрушением структурирующих его духовных оснований.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что одним из действенных механизмов реализации геополитических задач, и, прежде всего, в плоскости духовной безопасности, является нравственно-духовное воспитание.

Нравственно-духовное воспитание – важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой «национально-культурного мира», образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией.

Реализация задач нравственно-духовного воспитания рассматривается в качестве важнейшего условия сохранения отечественной культуры как целостного явления и главной предпосылки духовной безопасности общества, ибо лишь «культурное самостояние» есть залог величия народа и независимости.

Казахский народ – один из тех народов, который ценит и дорожит родственными отношениями. У этого народа каждое отношение имеет свое негласное обоснование, заложенное в определенных нормах взаимоотношений (обычаях, традициях), предполагает определенную последовательность тех или иных действий, их внешнее проявление через обряд, ритуал.

Таким образом, в аспекте этнического воспитания развитие личности как субъекта этноса есть ее формирование в процессе жизнедеятельности и динамического освоения системы этносоциальных ролей в течение жизни. Показателем гармоничности развития личности как субъекта этноса является степень освоения ею системы этносоциальных ролей в соответствии с возрастом и полом, в диалектическом единстве с системой социальных ролей в обществе, в трудовом коллективе, как гражданина, семьянина, труженика.

В послании Президента страны народу «Казахстан – 2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремление к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центральноазиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении… Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Сущность педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – особый вид человеческой деятельности, которая имеет целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель (например научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как п ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Впервые теоретическое обоснование о ...

Разделы