Научно-исследовательская деятельность ВУза

Педагогика » Научно-исследовательская деятельность ВУза

Страница 2

• расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научно-технической продукции;

• создание качественно новой экспериментально-производственной базы высшей школы;

• привлечение в вузовский сектор науки дополнительных бюджетных и внебюджетных финансовых средств.

• совершенствование системы стимулирования преподавателей, сотрудников и подразделений за повышение научных показателей с учетом новых требований.

• создание и пополнение электронной базы научных достижений сотрудников университета.

• создание и внедрение результатов интеллектуальной деятельности в научный и образовательный процесс университета путем расширения поощрительных механизмов.

Сразу отметим, что вуз без науки, как и преподаватель вуза, не занимающийся научно-исследовательской работой, − это нонсенс и несовместимо ни со статусом вуза, ни со статусом вузовского преподавателя. Научную работу преподавателя надо рассматривать как его инвестиции в человеческий и социальный капитал, отдача от которых может быть реализована им и в других областях деятельности, в частности, педагогической. Поэтому разговор пойдёт не о важности и значимости научно исследовательской работы в вузе, а о том, как организовать её в вузе и какие условия должны быть созданы, чтобы каждый преподаватель (сотрудник, аспирант, студент) могли бы заниматься научно-исследовательской деятельностью; на что должна быть направлена политика администрации вуза, чтобы стимулировать преподавателей инвестировать в собственный человеческий и социальный (репутация) капитал; как создать в вузе творческую, созидательную атмосферу и как обеспечить защиту и охрану авторских и других прав на результаты интеллектуальной деятельности.

В последние годы некоторые руководители научную деятельность вуза оценивают только по объёму выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выигранным грантами или заключенными вузом хозяйственными договорами с промышленностью (бизнесом). Но научная деятельность в вузе не ограничивается только выполнением НИОКР. Для вуза это более широкое понятие.

Научная деятельность в вузе, как принято считать в вузовском сообществе, включает:

1) классическую научно-исследовательскую работу, состоящую из фундаментальных исследований, прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок;

2) подготовку и разработку новых учебных курсов и соответствующих учебно-методических материалов;

3) оказание консультативной помощи представителям промышленности;

4) подготовку научно-педагогических кадров и их аттестацию. И, конечно, в вузе постоянно помнят о том, что выполненную научную работу надо не только эффективно реализовать в промышленности (бизнесе), но и как можно быстрее передать её результаты в учебный процесс, донести до студентов и своих коллег.

Во все времена для технического вуза главной задачей являлось углубление сотрудничества и стратегического партнерства с бизнесом (отраслью) как в области подготовки кадров, так и в выполнении по его заказам научных исследований.

Произошедшие в последние годы в стране изменения, ослабление внимания государства и бизнеса к насущным проблема высшего образования, хроническое недофинансирование вузовской науки существенно повлияли на состояние научной деятельности в высшей школе. Произошло значительное старение научно-педагогических коллективов вузов, да и сегодня всё ещё продолжается «отток» с кафедр научных сотрудников. Значительная часть экспериментального оборудования устарела. Отдельные лаборатории, оснащенные современнейшим научным оборудованием за счет выигранных в последние годы конкурсов, работают неритмично, так как практически некому его квалифицированно обслуживать. По разным причинам ушли из высшей школы носители многих уникальных технологий. К сожалению, некоторые научные школы держатся исключительно на ученых старшего поколения. Всё это привело к полному исчезновению на ряде кафедр, как раньше было принято говорить, «скамейки запасных» (со всеми вытекающими последствиями), к отрыву части преподавателей от современного уровня научных исследований.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Предлагаемые методики для формирования навыков общения у детей с ОНР
Невербальные и вербальные средства общения К невербальным средствам общения относятся: мимика, пантомимика, жесты. Они реализуются в процессе подготовки к драматизации. Именно она имеет эффект и позволяет формировать понимание социальных причинно-следственных ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, в ...

Разделы