Воспитание речевой культуры учащихся

Педагогика » Воспитание речевой культуры учащихся

Русский язык имеет особый статус среди других школьных предметов, так как связан со всеми науками и профессиями и является формой хранения и усвоения различных знаний.

В настоящее время, время модернизации российского образования, особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы XXI века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.

«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Таким образом, целевая направленность современной школы, исходя из Концепции модернизации образования, связана с формированием ключевых компетенций выпускника, с его функциональной грамотностью в отношении овладения и применения общеучебных знаний, умений и навыков. Личность, характеризующая не только информированностью в различных областях науки, а коммуникабельностью и толерантностью, современным мышлением, ответственностью и волей в принятии решения в различных жизненных ситуациях выбора, может гармонично строить отношения с окружающим миром, адаптироваться к условиям современного общества, адекватна социальным, профессиональным, духовно-нравственным ценностям.

В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования и объяснительных записках к программе по русскому языку появилось понятие «компетенция», которое употребляется применительно к целям обучения. Через данное понятие определяется структура содержания обучения русскому языку.

Научить русскому языку – значит сформировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции.

Коммуникативная компетенция – способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением социальных норм речевого поведения.

Приоритетной компетенций, на мой взгляд, является коммуникативная, так как язык – это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Согласно нормативным документам, в понятие «коммуникативная компетенция» включаются следующие показатели:

осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи;

знание речеведческой теории, владение основными видами речевой деятельности;

владение основными языковыми (опознавать, классифицировать и т.п.) и речевыми (выбирать, актуализировать и т.п.) умениями;

способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.

Основная задача педагога, использующего компетентностный подход в преподавании языка, – создание открытого языкового пространства, условий, приближенных к естественному общению, переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения.

Воспитание речевой культуры школьников в процессе обучения родному языку – одно из основных требований современного образовательного стандарта по русскому языку. Культуроречевой аспект красной нитью проходит через все разделы программы по русскому языку.

Реализация принципов воспитывающего и развивающего обучения в процессе преподавания русского языка предполагает, прежде всего, воспитание речевой культуры школьников, то есть умения правильно передавать свои мысли с помощью средств языка.

Правильная, соответствующая нормам литературного языка речь – одно из обязательных условий всестороннего развития личности учащегося, канал развития его интеллекта.

Содержательность, логичность и выразительность речи обеспечивается многими факторами: богатством словаря, разнообразием грамматических форм и синтаксических конструкций, гибкостью интонационного оформления речи. Сообщить учащимся знания о признаках хорошей речи, продемонстрировать эти признаки на литературных образцах и этим пробудить у них желание совершенствовать свою речь – вот та конкретная задача, решение которой поможет достижению конечной цели обучения родному языку – овладению языком как средством общения, средством познания материального и духовного мира, окружающего человека.

Вопросы культуры речи всегда волновали нашу общественность. И это понятно. Великий русский язык – язык русского народа – является его национальной гордостью и святыней. Очень остро встают эти проблемы сейчас, в наше трудное время, когда внимание к чистоте и правильности родного языка – в силу целого ряда объективных причин – является явно недостаточным, прежде всего, со стороны средств массовой информации, кино и театра. Роль школы в ортологическом образовании учащихся в связи с этим оказывается особенно значительной.

Другие статьи:

Лаврентий Зизаний
Ректором Берестейской (Брестской) братской школы был Лаврентий Зизаний (Тустановский), автор печатного славянского букваря и грамматики. Он составил «Большой катехизис», где, отвергая прямо идею бога, осмелился назвать царством божьим внутренний мир человека, ...

Выбор метода обучения
Выбор метода обучения не может быть произвольным. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс. В психолого ...

Разделы