Правовое воспитание дошкольников

Педагогика » Правовое воспитание дошкольников

Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении для детей негативных последствий, происходящих в обществе, процессов и создание условий для видоизменения действующих и возникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности, реализовать интересы детей.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И. Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н. Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д.А. Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Под правовым воспитанием они понимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитания необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.

Методику правового воспитания учащихся разработали В.В. Берман, В.А. Кищин, Л.В. Лазарева, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, Л.А. Пэк., Я.В. Соколова, В.В. Тищенко. Социально-педагогические основы правового воспитания учащихся, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работы рассматривали Г.П. Давыдов А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и др.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Белорусскими учеными изучаются проблемы социально-правового развития семьи и семейного воспитания в самых многообразных аспектах: Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Н.А.Цыркун – психология взаимоотношений и общения в семье; С.С.Бубен, Л.И.Смагина, Т.В.Кабуш, В.В.Чечет – правовые и социально-педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в семье; В.Ф.Володько, В.Г.Сенько, В.В.Чечет – вопросы педагогической культуры родителей; В.П.Дуброва, Т.М.Коростелева, Г.И.Куцебо – сотрудничество дошкольного учреждения и семьи.

Целью исследования в данной курсовой работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, представляется возможным выделить задачи данной курсовой работы:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

- выявить уровень правовой культуры дошкольников;

- разработать методику выявления уровня правовой культуры дошкольников.

Объект исследования — процесс правового воспитания старших дошкольников.

Предметом исследования явились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

Другие статьи:

Оценка уровня достижений учащихся: проблема создания современного инструментария
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат. Объективная оценк ...

Требования к организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения курса ОБЖ
По определению Б. П. Есипова, самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной ...

Разделы