Заикание у детей

Педагогика » Заикание у детей

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Выделяют предрасполагающие и производящие причины, приводящие к заиканию. Предрасполагающими причинами могут быть:

- невропатическая отягощенность родителей;

- невропатические особенности заикающегося ребенка;

- конституциональная предрасположенность ребенка;

- наследственная отягощенность, плюс неблагоприятные воздействия окружающей среды, к которым относятся физическая ослабленность детей, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоций и развития моторики, чувства ритма;

- поражение головного мозга во внутриутробном развитии или в постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

Группу производящих причин составляют многочисленные анатомо-физиологические причины: травмы, сотрясения мозга, органические нарушения мозга, последствия детских болезней, болезни носа, глотки и гортани и др.; психические и социальные; одномоментная или кратковременная травма, чаще всего испуг или страх; неправильное воспитание в семье, как длительная психическая травма, острая психическая травма, неправильное формирование речи в детстве, избыточные речевые перегрузки, несоответствие возраста предъявляемым требованиям, полиглоссия (одновременное овладение несколькими языками), подражание заикающимся, переучивание леворукости.

Явления заикания столь сложны и многообразны, что невольно возникает вопрос: представляют ли эти явления одну определенную болезнь, или же это – различные болезни, соединенные в общую группу вследствие недостаточного анализа и х симптомов? Заикание представляет собой весьма определенный и постоянный комплекс явлений. По существу своему заикание есть функциональное расстройство в сфере речи. Основным существенным симптомом болезни является судорога в пределах одного или многих частных механизмов, входящих в состав речи как цельной функции. Обыкновенно судорога наступает внезапно, среди свободной, правильной речи, и мгновенно приостанавливает членораздельные движения или нарушает их чистоту и целостность.

Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее, приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. Судорогой поражаются то отдельные мышцы, то группы мышц или целые ассоциации отдельных групп, в форме сложного координированного акта. Сила, или степень, судорожных сокращений мышц бывает весьма различна. Мотивом, или стимулом, вызывающим судорогу, являются исключительно речевые движения, уже наступившие или только задуманные, так что в некоторых случаях уже одно намерение начать речь вызывает судорогу. Таким образом, заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

В начальном периоде болезни появляются изолированные, несложные симптомы, характеризующиеся одним каким-либо видом судорог и в этих случаях очевиден факт локализации болезни то в пределах артикуляторных механизмов, то, наоборот, в сфере побочных механизмов речи, т.е. голосового или дыхательного аппарата. Далее, при своем развитии, болезнь захватывает все механизмы, участвующие прямо или косвенно в функции речи.

Заикание может быть постоянным; волнообразным, т.е. то усиливаться, то ослабевать, но не исчезать до конца; и рецидивирующим – может исчезнуть, а потом снова проявиться.

Другие статьи:

Влияние уровня двигательных навыков в основных видах движений на уровне техники спортивных игр
Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к на ...

Фольклорный праздник в системе средств народного воспитания
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учеб ...

Разделы