Заикание у детей

Педагогика » Заикание у детей

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, которое обусловлено судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Выделяют предрасполагающие и производящие причины, приводящие к заиканию. Предрасполагающими причинами могут быть:

- невропатическая отягощенность родителей;

- невропатические особенности заикающегося ребенка;

- конституциональная предрасположенность ребенка;

- наследственная отягощенность, плюс неблагоприятные воздействия окружающей среды, к которым относятся физическая ослабленность детей, ускоренное развитие речи, недостаточность положительных эмоций и развития моторики, чувства ритма;

- поражение головного мозга во внутриутробном развитии или в постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

Группу производящих причин составляют многочисленные анатомо-физиологические причины: травмы, сотрясения мозга, органические нарушения мозга, последствия детских болезней, болезни носа, глотки и гортани и др.; психические и социальные; одномоментная или кратковременная травма, чаще всего испуг или страх; неправильное воспитание в семье, как длительная психическая травма, острая психическая травма, неправильное формирование речи в детстве, избыточные речевые перегрузки, несоответствие возраста предъявляемым требованиям, полиглоссия (одновременное овладение несколькими языками), подражание заикающимся, переучивание леворукости.

Явления заикания столь сложны и многообразны, что невольно возникает вопрос: представляют ли эти явления одну определенную болезнь, или же это – различные болезни, соединенные в общую группу вследствие недостаточного анализа и х симптомов? Заикание представляет собой весьма определенный и постоянный комплекс явлений. По существу своему заикание есть функциональное расстройство в сфере речи. Основным существенным симптомом болезни является судорога в пределах одного или многих частных механизмов, входящих в состав речи как цельной функции. Обыкновенно судорога наступает внезапно, среди свободной, правильной речи, и мгновенно приостанавливает членораздельные движения или нарушает их чистоту и целостность.

Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, она измеряется только секундами, тем не менее, приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. Судорогой поражаются то отдельные мышцы, то группы мышц или целые ассоциации отдельных групп, в форме сложного координированного акта. Сила, или степень, судорожных сокращений мышц бывает весьма различна. Мотивом, или стимулом, вызывающим судорогу, являются исключительно речевые движения, уже наступившие или только задуманные, так что в некоторых случаях уже одно намерение начать речь вызывает судорогу. Таким образом, заикание есть внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого.

В начальном периоде болезни появляются изолированные, несложные симптомы, характеризующиеся одним каким-либо видом судорог и в этих случаях очевиден факт локализации болезни то в пределах артикуляторных механизмов, то, наоборот, в сфере побочных механизмов речи, т.е. голосового или дыхательного аппарата. Далее, при своем развитии, болезнь захватывает все механизмы, участвующие прямо или косвенно в функции речи.

Заикание может быть постоянным; волнообразным, т.е. то усиливаться, то ослабевать, но не исчезать до конца; и рецидивирующим – может исчезнуть, а потом снова проявиться.

Другие статьи:

Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...

Способы использования дидактических игр при закреплении материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение правил, свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д., так считают 25% опрошенных учителей. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить вниман ...

Разделы