Понятие об интонационной культуре

Педагогика » Воспитание речевой культуры учащихся » Понятие об интонационной культуре

Страница 2

Как показывают исследования детской речи, пунктуационная неграмотность чаще всего соответствует интонационной неразвитости устной речи учащихся, и наоборот.

Таким образом, работа над звуковой стороной речи, формирование орфоэпической и интонационной культуры являются основой, базой для развития грамотной письменной речи учащихся.

Ведущая роль в овладении учащимися культурой устной и письменной речи принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако в своей работе учителя иногда больше внимания уделяют письменной речи и меньше устной (правильному произношению звуков, слов; выразительному чтению предложений, связного текста разных жанров и стилей), умению слышать речь. Такое обучение русскому языку недостаточно эффективно, потому что школьники не овладевают в необходимой мере всеми сторонами предмета, которые в той или иной степени взаимосвязаны. Особенно большое значение имеет единая система работы над устной и письменной речью при изучении синтаксиса и пунктуации. Учащиеся прочно усваивают эти важнейшие разделы курса русского языка, когда знакомство с материалом и его закрепление происходит на основе наблюдений над интонацией.

Е.А. Брызгунова справедливо определяет интонацию как «различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний».

В «Словаре – справочнике лингвистических терминов» интонация определяется как «ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски».

Составными элементами интонации являются:

Мелодика речи, осуществляемая повышением и понижением голоса во фразе (ср. произнесение повествовательного и вопросительного предложения);

Ритм речи, то есть чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов (ср. речь прозаическую и речь стихотворную);

Интенсивность речи, то есть сила речи или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания (ср. речь в комнатной обстановке и на площади);

Темп речи, то есть скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками (ср. речь замедленную и речь скороговоркой);

Тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки (тембр «веселый», «мрачный», и др.);

Фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Придавая большое значение изучению в школе звуковой стороны речи, профессор Е.М. Галкина-Федорук писала, что и в высшей и в средней школе необходимо раскрывать «выразительную силу нашего языка, его благозвучность, своеобразный мелодический рисунок, ритмичность, различие и богатство нашей интонации, что придает чарующую музыкальность и создает общее впечатление красоты речи».

Действительно, слова о том, что русский язык велик и могуч, даже подкрепленные яркими, впечатляющими высказываниями великих людей по этому поводу, не будут для учащихся убедительными и не помогут им понять, усвоить и полюбить русский язык, если в процессе ежедневных занятий не раскрыть выразительных средств нашего языка, причем на основе органической связи письменной и устной речи.

Вот почему необходима систематическая работа над интонацией на уроках русского языка, начиная с V класса.

Систематизация работы над интонацией на уроках русского языка.

Работая над интонационным оформлением фразы нельзя забывать о связи интонации с общей культурой речевого общения: «культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного оформления высказываний». Например, обращение друг может быть произнесено с интонацией теплоты, расположения и с интонацией иронической, пренебрежительной. В последнем случае оно звучит недружелюбно. Привычные формулы спасибо и пожалуйста, произнесенные безразличным или недовольным тоном, утрачивают свою этикетную значимость. Таким образом, работа над интонацией фразы является составной частью этикетного речевого воспитания школьников.

Самой крупной языковой единицей обучения является текст с интонационным единством составляющих его фраз, а также общим тоном, темпом, громкостью произношения как средствами логической и эмоциональной выразительности. Темпом и громкостью произношения обеспечивается и такое качество речи, как уместность.

Работа над звуковой стороной связного текста осуществляется по двум основным направлениям:

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Деловая игра как форма контекстного обучения иностранному языку
Деловая игра, по определению А. А. Вербицкого, является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. В делов ...

Методики диагностики индивидуальных особенностей мышления
При исследовании особенностей мышления необходимо учитывать, что в основном тестовые методики изучения мышления чётко разграничивают два вида мышления: вербально-логическое и наглядно-образное. Для изучения мышления младшего школьника целесообразно отбирать д ...

Разделы