Особенности развития детей с детским церебральным параличом

Страница 1
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. По данным Госкомитета Российской Федерации каждый 10-й ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича – от 2 до 6 больных на 1000 детского населения. Среди больных имеются дети с различной степенью тяжести нарушений, вплоть до тяжелой, ведущей к пожизненной инвалидности.Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. При ДЦП имеет место ранее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Основные проявления неспособность сохранять нормальную позу и выполнять активные движения. Этому часто сопутствуют нарушения психики, речи, зрения, слуха, что в итоге отражается на социально значимых навыках, таких как способность самостоятельно принимать пищу, одеваться, обучаться, получать профессию/К основному проявлению заболевания – двигательным нарушениям – часто присоединяются различной степени выраженности нарушения психики, речи, зрения, слуха. Ограничение поля зрения малыша является одной из причин задержки его психического развития. Достаточно сказать, что к двум годам многие дети еще плохо удерживают голову и не умеют ее поворачивать и разглядывать окружающее, не умеют захватывать и удерживать игрушки. В большинстве случаев кисти рук сжаты в кулачки, большой палец плотно приведен к ладони, и его участие в захвате игрушки невозможно. Отмечается патологическое изменение мышечного тонуса. Поражение мозга при ДЦП в большинстве случаев происходит внутриутробно и связано с инфекционными заболеваниями и различными интоксикациями, перенесенными будущей матерью во время беременности, с хроническими заболеваниями и несовместимостью крови матери и плода по резус – фактору по групповой принадлежности. ДЦП не является заразным заболеванием и не передается от одного ребенка к другому. Заболевание также не наследуется в случае болезни родителей.В мировой литературе предложено более двадцати классификаций ДЦП. Они основаны на этиологических признаках, характере клинических проявлений, патогенетических особенностях. В отечественной клинической практике используется классификация К.А. Семеновой, согласно которой выделяют пять основных форм детского церебрального паралича:Спастическая диплегия. - наиболее распространенная форма ДЦП, характеризуется тетрапарезом, при этом руки поражены в меньшей степени, чем ноги. Дети, страдающие спастической диплегией, под влиянием специального обучения могут овладевать навыками самообслуживания, письма и рядом трудовых навыков. При спастической диплегии возможно преодоление психических и речевых расстройств при условии систематической, направленной коррекционной работы.Следующая форма ДЦП - двойная гемиплегия - возникает при наиболее тяжелых поражениях незрелого мозга. Это тоже тетрапарез. Однако обе пары конечностей поражаются в одинаковой степени Больные - практически обездвиженные, безречевые и имеют глубокую степень интеллектуального недоразвития. Их состояние усугубляется наличием сопутствующих синдромов, что приводит к невозможностью их воспитания и обучения. При условии отсутствия глубокого интеллектуального недоразвития у этих больных двойная гемиплегия может трансформироваться в спастическую диплегию.Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется наличием насильственных движений. Гиперкинезы встречаются в сочетании и с параличами, и с парезами или без них. Широко распространены речевые нарушения (90%). Интеллект ребенка при этом часто остается удовлетворительным. Обучению ребенка мешают тяжелые речевые нарушения и тяжелые расстройства произвольных движений. Однако дети с этой формой ДЦП проявляют стремление к общению и обучению. Эта форма вполне благоприятна в отношении обучения и социальной адаптации.Атонически-астатическая форма ДЦП отличается низким тонусом мышц, в отличие от других форм с высоким тонусом. Для этой формы характерно наличие парезов, атаксии и тремора. У 60% - 75% детей наблюдаются речевые расстройства. Довольно часто при этой форме наблюдается недоразвитие психики.Гемипаретическая форма. При этой форме двигательные расстройства выражены в меньшей степени, чем при других формах ДЦП. Из-за трофических расстройств у детей отмечается замедление роста костей, а отсюда - укорочение длины паретичной конечности. При этом тяжелее поражаются руки - правая или левая. Эта категория больных ДЦП, как правило, лучше, чем при других формах, общается, социально ориентируется и приучается к труду, но нуждается в коррекции нарушений таких корковых функций, как счет, письмо, пространственное восприятие.
Страницы: 1 2

Другие статьи:

Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...

Примеры реализации культурологического подхода на уроках английского языка в средней школе
Языковые и культурные проблемы вызывают недовольство, этнические стычки. Все эти причины обуславливают особый, даже небывалый ранее, интерес к межкультурной коммуникации. В своей работе в школе учителя пытаются решить проблему языковых и культурных барьеров, ...

Разделы