Развитие мелкой моторики рук у учащихся

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, способствуют совершенствованию коммуникативных навыков а также развивает мелкую моторику рук.Начиная рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, ребенок сталкивается с новой проблемой – воспринятое надо изобразить, перенести на бумагу, глину. В одних случаях ребенок, создавая изображение, непосредственно воздействует руками на материал (лепка, обрывание бумаги), в других – с помощью предметов-орудий (карандаша, кисти, ножниц). Во всех случаях нужно владеть каким-то минимумом технических навыков обращения как с инструментом, так и с материалом. Формирование изобразительных движений в процессе обучения рисованию, лепке, аппликации включает обучение умениям правильно держать эти инструменты и правильно пользоваться ими; умениям сознательно управлять движениями своих рук, добиваясь нужного качества и характера линий, мазков, форм. Овладение техникой изобразительной деятельности, необходимой для создания изображения, связано с сенсомоторным развитием ребенка. Производя то или иное движение в рисовании, лепке или аппликации, ребенок испытывает мышечнодвигательные ощущения: он чувствует положение карандаша в руке, силу сжимания и разжимания рычагов ножниц, воспринимает движение руки с карандашом по бумаге, силу давления на комок глины при раскатывании. Одновременно происходит и зрительное восприятие.У детей, страдающих ДЦП, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук, которые характеризуются не только нарушением тонуса мышц, наличием насильственных движений - гиперкинезов, но и неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают наличие дизметрий, что проявляется в виде неточности движений рук. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Подавление деятельности кинестетического анализатора затрудняет выработку тех условнорефлекторных связей, на основе которых строится чувство собственного тела, чувство позы и тонкая моторика. Среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития. В наиболее общем виде основные принципы деятельности специалистов с проблемными детьми были сформулированы еще Л.С. Выготским и в работе ведущих дефектологов и психологов страны, в частности К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.В. Ипполитовой, Р.Д. Бабенковой, И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецовой. В то же время до сих пор они недостаточно конкретны, не воплощены в реально действующие технологии и не определяют методическое обеспечение для коррекционной деятельности. Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей, страдающих различными формами церебрального паралича - занятия, направленные на формирование двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения, игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает как творческий процесс, посредством которого активизируются двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных аспектов психики ребенка. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительным искусством, поскольку эта область открывает перед детьми с ограниченными возможностями очень много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды изобразительности показывают многообразие средств для реализации задуманного. Ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свой внутренний мир, мысли, настроение, мечты. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше исполнить свою работу, а параллельно с этим происходит совершенствование движений кисти и пальцев.Однако продукция их творчества весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии, характерными для ДЦП. Следует тщательно продумать, как построить процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности, чтобы добиться оптимальных результатов.Специальной программы по занятиям изобразительной деятельностью с детьми, страдающих ДЦП, не существует, поэтому в работе приходиться опираться в основном на программы Т.С. Комаровой и Г.С. Швайко и методические разработки Н.В. Дубровской, адаптируя их согласно возможностям детей. И.А. Грошенков обозначил основные направления коррекционно-воспитательной работы по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями:-воспитывать положительное эмоциональное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам;-учить указывать на называемый воспитателем признак, называть предметы и их изображения;-формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности;-формировать правильное восприятие формы, величины, цвета, пространственных отношений и умение передать их в изображении;-развивать моторику руки и зрительно-двигательную координациюТ.С. Комарова в программе «Изобразительная деятельность в детском саду» руководствуется тем, что основная цель обучения этой деятельности – развитие образного, эстетического восприятия действительности, формирование умения отразить предметы и явления окружающей жизни, выразить свое отношение к изображаемому. Для этого необходимо знакомить детей с предметами и явлениями окружающей действительности; формировать обобщенные технические навыки и умения, а также способы изображения; развивать умение составлять узоры, украшать предметы; создавать выразительные образы; решать творческие задачи.Т.С. Комарова считает, что необходимо обеспечить эстетическое восприятие и понимание детьми того содержания, которое предстоит отразить. Поэтому выбор тематики рисунков ориентирован на то, что вызвало у них эмоциональный интерес, о чем сложились отчетливые представления (игрушки, предметы, происходящие события, явления). С этой целью широко применяется информационно – рецептивный метод (другое название – объяснительно - иллюстративный). Он заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов, игрушек, готовых построек, передаваемых в изображении, организация рассматривания картин и иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях. В процессе обследования предмета подробно и детально обсуждается форма, цвет, проводится сравнения; затем переходят к планированию последовательности работы. Наблюдение также предусматривает активное обсуждение объектов, подробное словесное описание, выделение существенных признаков.Знакомство с новыми приемами изображения также происходит при помощи информационно – рецептивного метода. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известно.Особенностью программы Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» является предлагаемая автором методика работы, при которой изобразительные занятия объединяются в циклы на основе единой тематики, общности персонажей, сходства способов изображения или одного и того же вида народно – прикладного искусства. В одни циклы входят занятия всех видов изобразительной деятельности (лепка, рисование и аппликация), в другие – какого-либо одного или двух видов. Кроме занятий, в циклы входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, а также дидактические игры и упражнения, тесно связанные с содержанием и программными задачами:1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности. 2. Развивать познавательную активность детей. 3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.Преимущество данной методики в том, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. После нескольких занятий цикла на определенную тему у детей формируются обобщенные представления об однородных предметах – о форме, строении, способах изображения, что позволяет ему самостоятельно изображать любые сходные по форме объекты.В учено-методическом пособии Н.В. Дубровской все знания и изобразительные приемы систематизированы по теме природы и цвета. Автор считает, что дети едва ли не с первых дней жизни очень ярко ощущают взаимосвязь с природой. Разработанная Н.В. Дубровской система направлена на формирование художественных навыков и умений, развитие творческих способностей детей в области цвета, графики и композиции на основе «природных» изображений.Выполнение детьми творческих заданий способствует появлению ассоциаций, которые находят свое воплощение в рисунке, аппликации, конструировании. И очень важно показать возможные варианты решения той или иной темы, художественного образа. Например, тема «Одуванчики» в разных возрастных группах находит различное решение: аппликация в технике «рваная» и «мятая» бумага; составление изображения из готовых форм с дорисовкой; коллаж из журнальных вырезок и пуговиц; либо рисование и аппликация по контуру ладошки; либо рисование акварельными красками в технике «по сырому», а также мозаика из цветной, бархатной бумаги. Предлагаемая Н.В. Дубровской система занятий предлагает вариативные решения, которые позволяют не только развивать интерес к искусству, но и формировать первоначальные основы мировоззрения. Если рассматривать задачи изобразительного искусства с точки зрения развития мелкой моторики у детей с ДЦП, то следует выделить:- собственно работу над мышцами кистей рук и пальцев;- развитие тактильных ощущений;-совершенствование зрительно-двигательной координации. Организация работы над развитием тонкой моторики на занятиях изобразительным искусством происходит по трем приоритетным направлениям:1. Формирование готовности к развитию навыков мелкой моторики: нормализация тонуса рук, развитие чувства равновесия, координации, согласованных движений рук, имитация (можно достичь, обучая пальчиковым играм). 2. Формирование стабильности, а затем и вращательных движений запястья (формируются параллельно с усложнением захвата). 3. Формирование захвата, то есть умения дотягиваться до предмета, брать и удерживать его, а также умения им манипулировать, брать, класть в определенное место.Формирование захвата проходит следующие стадии: сначала формируется ладонный захват (ладонно-пальцевый), затем щепоть, в последнюю очередь формируется пинцетный захват и его промежуточные формы.Развитие ладонного захвата, когда ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони, на уроках рисования происходит в два этапа: сначала ребенок держит мелок, фломастер или толстый карандаш в кулачке, наискосок ладони. Рабочий конец направлен к мизинцу. Большой палец направлен вверх. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. Ребенок рисует, двигая всей рукой от плеча.На второй ступени формирования ладонного захвата ребенок захватывает мелок, противопоставляя большой палец («грабельки»). Рабочий конец направлен вверх. Это удобно при рисовании на вертикальной поверхности. Ладонно-пальцевый захват, когда предмет лежит в ладони наискосок, а рабочий конец зажат между средним, указательным и большим пальцами. Этот прием используется при рисовании на вертикальной поверхности.Захват щепотью подразумевает способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами. Для облегчения перехода от ладонно-пальцевого захвата к захвату щепотью можно использовать короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью. В это время ребенок начинает рисовать кисточкой способом примакивания и касания. Захват пинцетом, при котором ребенок берет и удерживает предмет, зажимая его большим и указательным пальцами, формируется двухступенчато. На первой ступени формирования этого захвата ребенок берет предмет подушечками большого и указательного пальцев. Этот захват используется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала. На второй ступени формирования захвата ребенок берет предмет кончиками большого и указательного пальцев. В быту этот захват применяется редко, но необходим при работе с бусинами, бисером.Трехточечный карандашный захват формируется при непосредственном овладении карандашом. Приучение пальцев к карандашному захвату требует довольнодлительного времени. Но в наиболее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш способом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом.Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Тем не менее, она весьма полезна и с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления в связи с двигательным дефектом. Размять пластилин одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки далеко не совершенны. Но желание достичь результата - сильная мотивация для поисков способов, как это сделать. Главная задача этих занятий - обучение ребенка с двигательной патологией и нарушением пространственного восприятия способам изготовления различных форм, умению соразмерить количество материала и размеры деталей изображения, способам создания деталей для одного и того же изделия. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата.Начинать это вид деятельности можно только тогда, когда у него сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликация дает отчетливое представление о форме предметов, о форме отдельных деталей изображения, об их пространственном расположении относительно друг друга. В связи с этим аппликации широко применяются в работе с детьми с ДЦП. Нарушения тактильных ощущений, стереогноза можно преодолеть, включая в занятия игры на узнавание предметов без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игры, органично добавляя их в занятия с целью обследования объектов которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движениями руки необходим на всех этапах создания изображения. Техника рисования включает и движения, и восприятие их, то есть движения под контролем зрения и двигательных ощущений. При восприятии движения при рисовании, лепке, аппликации у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. Постепенно, по мере формирования способов действия, роль зрительного контроля несколько снижается: рука «приобретает представление» о движении, ощущение как бы входит в руку и рисующий может произвести движение почти не глядя. Однако, у детей с двигательными нарушениями зрительно - двигательная координация вырабатывается далеко не сразу и с большим трудом. Это обусловлено поражением корковых и близлежащих к коре двигательных зон больших полушарий. Дети с ДЦП не могут совершать точные движения в заданном направлении и с определенным усилием, допускают много нерациональных движений. В первоначальный период они всецело поглощены процессом нанесения линий, а зрительный контроль за направлением движения отступает на задний план и сведен до минимума. Даже рисуя с образца, дети нередко допускают большие неточности в передаче контуров изображаемых фигур, искажают их пропорции. В процессе систематических занятий трудности, связанные с недостаточным развитием зрительно - двигательной координации, постепенно преодолеваются.Таким образом, можно сделать следующие выводы:1. В результате занятий изобразительной искусством происходит постепенное совершенствование тонкой моторики рук. Процесс изображения требует от ребенка определенного уровня сформированности таких компонентов ручной умелости, как технические навыки, освоение формообразующих движений и регуляции рисовальных движений по скорости, размаху, силе. Раннее развитие этих способностей обеспечивает успешное освоение изобразительной деятельности, способствует повышению интереса к этой деятельности и создает благоприятные условия для всестороннего развития личности ребенка.2. У детей, страдающих детским церебральным параличом, нарушение центрального отдела двигательного анализатора приводит к сложным и стойким расстройствам моторики рук: нарушению тонуса мышц, наличию насильственных движений - гиперкинезов, неправильной установке конечностей, неточности движений рук. Перечисленные нарушения указывают на то, что процесс освоения изобразительных навыков протекает у них иначе, имеет свои особенности.

Другие статьи:

Понятие отклоняющегося развития
Категория развития является одним из важнейших (если не сказать наиболее важным) методологических понятий психологической науки, в частности психологии развития. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины XIX века, когда и был поднят вопрос о ...

Принципы русской орфографии
Развернутое определение орфографии дает В.Ф. Иванова «Орфография - это: 1) исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество: 2) правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны варианты; 3) с ...

Разделы