Выявления уровня развития мелкой моторики у группы учащихся с детским церебральным параличом

Педагогика » Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством » Выявления уровня развития мелкой моторики у группы учащихся с детским церебральным параличом

Страница 2

- трудность восприятия, недостаточное развитие образного и пространственного мышления. Некоторые дети испытывают трудности при определении формы, цвета объектов, их положения в пространстве. Например, лапки у фигурок животных могут прикрепить не снизу, а в любом другом месте, не ориентируясь на образец;

- практически у всех детей преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются от темы занятия при появлении посторонних раздражителей. Внимание неустойчивое, непродолжительное, поэтому не следует «загружать» большим объёмом информации. В процессе обсуждения нужно постоянно держать под контролем их внимание, вести беседу на высоком эмоциональном уровне, применять как можно больше наглядных, ярких, интересных пособий;

- память у большинства кратковременная. По прошествии некоторого времени дети легко забывают приобретённые знания, умения и навыки, поэтому нужно уделять большое внимание повторению, закреплению;

- одна из основных бед многих детей – заниженная самооценка, отсутствие веры в свои силы; - недостаточное развитие эмоционально - волевой сферы. Проще говоря, дети малоусидчивы, легко теряют интерес при непосильном задании и огорчаются при неудачах.В ходе исследования уровня развития мелкой моторики была проведена диагностика выявления имеющихся изобразительных умений и навыков у детей с ДЦП (см. Приложение 2, Таблицы 3,4 ). Были сформированы две группы детей, по шесть человек в каждой. Задания, входящие в диагностику, оценивались по трехбалльной системе:1 – навык не сформирован;2 – навык частично сформирован;3 – навык сформирован.В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа. В диагностику также был включен такой критерий, как зрительно-двигательная координация, от которой зависит точность выполнения задания.На основе полученных данных были определены три уровня сформированности изобразительных умений и навыков:Высокий уровень: от 45 до 57 баллов; Средний уровень: от 32 до 44 баллов;Низкий уровень: от 19 до 30 баллов.Высокий уровень означает, что элементарные графические навыки в целом сформированы; средний – навыки сформированы частично; низкий – практически не сформированы.Это позволило сделать заключение об уровне развития мелкой моторики рук у детей, участвующих в эксперименте, результаты отражены в гистограмме 1: Гистограмма 1.Начальный уровень развития мелкой моторики у детей первой группы В первой группе детей, участвующих в исследовании 50% детей умеют держать карандаш (т.е. сформирован трехточечный захват), графические навыки развиты слабо, линию провести могут 17%, у 50% она получается искаженной (прерывистой и кривой), а круг не может нарисовать никто; легче детям дается штриховка. В лепке дети лучше освоили такие приемы, как раскатывание, труднее им дается соединение деталей (особенно примазывание) и изготовление мелких деталей. У 50% детей приемы лепки освоены частично, у 33% - на низком уровне. На занятиях аппликацией особую трудность составляет не только нанесение клея на деталь, но и перенесение этой детали на плоскость листа (поскольку для этого должен быть хорошо развит пинцетный захват) эти умения частично сформированы у 50% детей. Работа с ножницами представляет особую трудность, только 33% детей с трудом могут вырезать, поэтому на занятиях аппликацией дети наклеивают готовые формы. Детям второй группы были предложены те же задания. Результаты диагностики отражены в гистограмме 2 Гистограмма 2.Начальный уровень развития мелкой моторики у детей второй группы У ребят этой группы лучше сформирован трехточечный захват, поскольку все умеют держать карандаш, и 65% делают это правильно. Соответственно, у них лучше развиты графические навыки, 35% из них полностью их освоили и могут заниматься самостоятельной изобразительной деятельностью, однако у 17% графические навыки практически не развиты. В лепке дети второй группы испытывают те же трудности, однако уровень сформированности изобразительных умений значительно выше. У 50% детей приемы лепки освоены хорошо, у 33% - на среднем уровне. В этой группе 65% детей частично освоили работу с ножницами.Сравнительное сравнение степени сформированности изобразительных умений и навыков у детей первой и второй групп приведено в таблице 2.Таблица 2.Степень развития мелкой моторики на основе исследования изобразительных умений и навыков у детей первой и второй групп.

Группа Уровень развития мелкой моторики
высокий средний низкий
Первая группа 33% 33% 33%
Вторая группа 50% 33% 17%
На основании полученных данных можно сделать заключение, что у детей второй группы уровень развития мелкой моторики выше, чем у первой, так как высокая степень сформированности изобразительных умений и навыков у них составляет 50%, а в первой группе 33%; показатель низкого уровня составляет соответственно 17% и 33%. Это подтверждает и тот факт, что общий суммарный балл, оценивающий степень сформированности изобразительных умений и навыков во второй группе составляет 246, а в первой 214 баллов. Поскольку в данный период времени объектом собственной профессиональной деятельности является первая группа и учитывая тот факт, что степень сформированности изобразительных навыков во второй группе значительно выше, группа №1 была взята в качестве экспериментальной, а группа №2 - в качестве контрольной.
Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Состояние произносительной стороны речи глухих школьников 11 – 12 лет
Обследование проводилось на базе школы-интерната I вида № 10. В нем участвовали 6 человек - учеников 5а класса (Диана Т., Саша М., Саша Л., Яна Я., Азат Х., Маша К.). При изучении состояния произносительной стороны речи мы основывались на рекомендациях Фомиче ...

Библиотека и семья
Важный фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтения подростков – её содружество, контакты с семьей читателя. В семье формируется личность ребенка, его изначальное отношение к различным видам деятельности, в том чи ...

Разделы