Язеп Руцкий

Язеп Руцкий крещен в православии, образование получил в Виленской кальвинистской школе, где изучал латинский, греческий, иврит, посещал диспуты представителей разных концессий, слушал проповеди Симона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана (1530–1610), идеолога реформационного движения в Беларуси, философа, правоведа. Дальнейшее образование (с 16 лет) продолжил в университетах Праги, Вюрцбурга, Рима. По возвращении на родину стал ректором Виленской униатской семинарии. В научно-педагогическом трактате «Дискурс» обосновал необходимость коренных реформ в обучении и воспитании. Благодаря его стараниям развивались школы, типографии, открывались госпиталя. При монастырях и церквях он основал многочисленные скриптории, где переписывали произведения самого разного содержания: летописи, жития святых и т.п. Униатский митрополит, основатель базилианского ордена, писатель, педагог и проповедник, Язен Руцкий владел огромной властью, имел прочные контакты с европейскими монархами, папой Римским, существенно влиял на политику.

В 1615 г. был издан социально-политический трактат белорусского гуманиста и мыслителя Михаила Литвина «О нравах татар, литовцев и москвитян», что говорит о нарастающем интересе к выявлению качеств у представителей разных народов.

В 1618–1628 гг. в Полоцкой иезуитской коллегии университетские лекции по теории поэзии, красноречию и античной мифологии читал замечательный поэт-новолатинист, философ и литературовед М.К. Скарбевский (1651–1714), выпускник слуцкого училища. Он является автором около 20 учебников, словарей, научных пособий, изданных собственноручно в Амстердаме. Капиевич разработал новый шрифт, так называемую гражданскую кириллицу, в которой в отличие от церковной буквы стали округлыми. Именно капиевской пользуются сейчас все, кто применяет кириллицу.

Зерна просвещения, брошенные щедрой рукой Франциска Скорины, дали обильный урожай: получило дальнейшее развитие книгопечатание. Типографии были основаны практически во всех белорусских городах – Несвиже, Минске, Полоцке, Гродно, Ошмянах, Могилеве, Любче, Ивье, Белыничах, Заславле и др. Можно утверждать, что Беларусь представляла собой одну из мощных полиграфических баз Европы.

Выходцы с белорусских земель оказали значительное влияние на соседние государства, особенно Московию, Россию.

Централизованное московское государство было образовано в 15 в. Москву объявили «третьим Римом», защитницей и покровительницей православия во всех странах и наследницей византийской культуры с целью повышения политического значения. Возникла острая потребность в образованных людях. Знания, которые приобретались у мастеров грамоты или в церковной школе, оказались к тому времени уже недостаточными.

Между сторонниками приобщения к западноевропейской науке, т.е. нового образования, и старорусским духовенством, поддерживаемым восточными патриархами, шла острая борьба за содержание образования во вновь открываемых школах. Консервативные церковники рьяно возражали против латинского языка и элементов светской науки и требовали, чтобы учащиеся, «не учася сим хитростям», ограничивались лишь чтением священного писания. Самостоятельные поездки за границу ставятся властями под контроль, и к 16 в. становятся почти невозможными.

В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия в Москве – первое собственно русское высшее учебное заведение. Выдвигая на первый план образовательные задачи, академия была в то же время блюстительницей православия и оплотом борьбы с ересеями и отступничеством.

В 1694 г. старорусское духовенство, недовольное введением в академии латинского языка, добилось их устранения из академии и заточения в 1701 г. в один из провинциальных монастырей. Лишь через пять им позволено было переселиться в Новгород, где они открыли славяно-греко-латинское училище по образцу московской академии и стали в нем преподавать.

С открытием в 1755 г. Московского университета славяно-греко-латинская академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и постепенно превратилась в духовную академию, переведенную в Троице-Сергиеву лавру.

Таким образом, несмотря на все социально-экономические и мировоззренческие сложности, развитие культуры, образования и педагогической мысли в период Речи Посполитой было весьма продуктивным. В 1773 г. началась прогрессивная школьная реформа на основе устава, разработанного Эдукационной комиссией. Усилиями комиссии в центальных и западных частях Беларуси было открыто 20 окружных и подокружных школ.

Другие статьи:

Обязательный минимум содержания учебников для 1-4 классов по курсу «ОБЖ»
Определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам общего образования определяется в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального обще­го, основного общего и среднего (полного) об­щего образования по ОБЖ и должно со ...

Правила семейного воспитания и семейной педагогики
За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей; из них вытекают важные выводы, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют призна ...

Разделы