Содержание и методы семейного воспитания и семейной педагогики

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Содержание и методы семейного воспитания и семейной педагогики

Страница 1

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. По мнению И.П. Подласого: "Семья обязана формировать духовную, физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к трудовой, общественной и семейной жизни". Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.

Физическое воспитание детей и молодежи выступает сегодня на первый план. Уже никто не сомневается, что приоритет здоровья незаменим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливания организма и т.д.

Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Развитие познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков ставится в центр родительского внимания.

Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, формирующих личность. Здесь на первый план выступает воспитание непреходящих моральных ценностей – любви и уважения, доброты и порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Совсем не важно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети – на христианскую мораль или общеэтические учения. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарования детей или как минимум дать им представление о прекрасном в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни, поскольку умение трудиться необходимо каждому для успешной дальнейшей жизни вне семьи.

Методы воспитания детей в семье – это "способы, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей". Они не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

· влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;

· выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представления о ценностях, стиля отношения в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей – столько разновидностей методов. Так, когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод – поощрение. При отчужденных отношениях превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, а потому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и также находит соответствующие методы.

Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны и средства решения воспитательных задач в семье: слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие трудности испытывают, какие у них отношения с одноклассниками и педагогами, что больше всего ценят в людях и т.д.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает очень хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности – нет и повода и возможности для общения.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Связь педагогики с другими науками
Педагогика является развитой самостоятельной наукой, имеет ограниченную область исследования. Она не может существовать без связи с другими науками. Так как объектом воспитательной деятельность является человек, педагогика тесно связана с науками, которые изу ...

Создание педагогических условий формирования экологического мировоззрения у учащихся среднего возраста
Экологическое образование становится предметом интереса и действий международных организаций на самом высоком уровне. На глобальное, общечеловеческое значение экологического образования как главного средства конструктивного преобразования общественного и инди ...

Разделы