Правила семейного воспитания и семейной педагогики

Педагогика » Семейное воспитание и семейная педагогика » Правила семейного воспитания и семейной педагогики

За длительную историю существования семьи накоплено чрезвычайно много наблюдений за воспитанием детей; из них вытекают важные выводы, которые могут быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И хотя они еще не имеют признаков закономерной связи, но по своему статусу стоят выше первичных факторов и простых заключений. Из них вытекают советы родителям, правила семейного воспитания.

Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание?

Во-первых, наследственность. Если родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-вторых, и это уже подвластно родителям, − изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда подавляющее число проблем. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания.

На этом общем базисе проявляются тысячи конкретных зависимостей между родительским влиянием и качеством воспитания детей. В этой связи И.П. Подласый выделяет несколько общих правил и рекомендаций в воспитании детей:

1. Приоритет ближайшего круга основан на том, что сила влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их близости. Установки ближайшего круга общения для нас весомее и сильнее, чем норма отстоящих сообществ, включая и общество в целом. Следовательно, семья дает родителям наибольший шанс сделать своих детей счастливыми.

2. Очень важно любить детей и они станут воспитанными без дополнительных усилий.

3. В семейном воспитании весьма полезно применять прием "вызывания кризиса", который требует, чтобы в опасных и малопонятных, с неизвестным исходом ситуациях сознательно обострять отношения, доводя их до "псевдокризисных", где ситуацию еще держат под контролем и можно корректировать поведение ребенка.

4. Правило "голого короля" в педагогической интерпретации может быть передано словами Кантона Старшего : "Велик тот учитель, который выполнит сам то, чему учит". Поэтому педагоги советуют требовать от детей только то, в чем сами можете служить примером.

5. Всегда необходимо помнить о зависимости "заданности отношения", когда восприятие события зависит вовсе не от события, а от стереотипа восприятия. То есть привыкнув раз смотреть на поступки детей осуждающе, сам поступки уже не дифференцируются. Например, факт возвращения подростка после 8 ч вечера всегда осуждается, но на это могут быть и важные причины.

6. Необходимо следовать и принципу "инерции вопроса" и давать ребенку послабление в начале любого дела. Далее необходимо наращивать требования и в конце концов отменить фору. "Ощущение праздника" обладает свойством продолжительной стойкости, и ребенок будет помнить о нем даже тогда, когда исчезнет сам повод.

7. Многие неудачи в воспитании детей имеют одну и ту же причину – увеличение сводимого вместе количества. Собранные вместе "мелочи" уже определяют не "человека", а его "истинное лицо". Образ ученика, сложившийся в сознании учителя, является обобщенным, а потому недоступным для конкретного воспитания. Семья должна настаивать на исключительности своего ребенка и заставлять педагогов приноравливаться к нему.

8. Плавность и постепенность – важные принципы воспитания детей. Вы мало чего добьетесь резкостью и натиском и многого – плавной настойчивостью, терпеливой постепенностью. "Взрыв" рекомендуется практиковать очень редко и осторожно.

9. Полезно использовать в практике семейного воспитания "зависимость Парето": за первые 20% лимита времени человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% − всего лишь 20% результата. Следовательно, воспитание "вдогонку" малоэффективно.

10. Наконец, необходимо учитывать факторы доступности, простоты и очевидности. Не нужно усложнять педагогическое воздействие лишними подробностями, пояснениями и околичностями. Требование должно быть четко поставлено и четко выполнено.

Другие статьи:

Проблемы в формировании речевой деятельности
Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация. В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое ...

Проблема понимания текстовых сообщений в психолингвистических и психолого-педагогических исследованиях
Текст является объектом изучения разных наук, главным образом, лингвистики и психологии. В психологическом исследовании текст рассматривается как объект или как результат познавательной деятельности. Текст представляет собой некоторое завершённое сообщение, о ...

Разделы