Методика изучения химической терминологии

Педагогика » Химический язык » Методика изучения химической терминологии

Страница 4

Таким образом, развитие понятия "химический элемент" осуществляется в несколько этапов:

1) подготовительный — до формулирования определения химического элемента;

2) экспериментальный — до изучения атомно-молекулярного учения;

3) изучение элементов на базе атомно-молекулярного учения;

4) формирование понятия о естественной группе элементов;

5) изучение периодической системы Д. И. Менделеева и теории строения атома;

6) изучение элементов по группам периодической системы;

7) обобщение знаний учащихся в конце IX класса, установление связей понятия о химическом элементе с другими понятиями курса химии.

В X классе завершается развитие понятия о химическом элементе. В курсе органической химии прежде всего отмечают, что молекулы органических веществ состоят из атомов тех же элементов, что и неорганических.

Далее рассматривается понятие о гибридизации орбиталей атома углерода, а также о том, что атомы элемента в составе соединения не просто суммируются в разных комбинациях, а испытывают влияние других атомов, т. е. атомы одного и того же элемента в разных соединениях несколько отличаются друг от друга по свойствам. Эту мысль можно провести и в неорганической химии, но в органической она звучит более убедительно.

В курсе органической химии дается понятие о возможности соединения в одном и том же веществе большого числа одноименных атомов, что редко наблюдается в неорганических веществах.

В конце курса X класса в обобщающей теме понятие об элементе должно прозвучать как важнейшее связующее звено между неорганической и органической химией. Поэтому заключительное обобщение начинается именно с него. Особое внимание обращают на философский смысл и воспитательное значение учения о химических элементах.

Структура системы понятий о химической реакции. Понятие о химической реакции сложное и многогранное. Это, как и понятие "вещество", целая система понятий, имеющая свою структуру. В курсе химии средней школы четко различаются шесть компонентов понятия "химическая реакция", которые рассматриваются в единстве и формируются постепенно:

1) признаки, сущность и механизм реакций; 2) закономерности возникновения и протекания; 3) количественные характеристики; 4) классификация; 5) практическое использование; 6) методы исследования. Сочетание этих шести блоков понятий не только определяет систему знаний, но и позволяет вскрыть философскую сущность понятия "химическая реакция". Химическая реакция должна характеризоваться с позиций всех шести блоков содержания понятия. Каждый из них имеет свою структуру. Например, структура содержания понятий о классификации химических реакций имеет такой вид (табл. 4).

Таблица 4 Классификация химических реакций

Принципы классификации

Характеристика реакций

Примеры реакций

Исходное состояние реагирующей системы

Гомогенные Гетерогенные

Взаимодействие азота с кислородом Взаимодействие оксида кальция с оксидом углерода (IV)

Наличие окислительно-восстановительного процесса

Окислительно-восстановительные

Реакции, в которых окислительно-восстановительный процесс отсутствует

Взаимодействие цинка с соляной кислотой

Разложение карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода (IV)

Участие катализатора

Каталитические Некаталитические

Взаимодействие азота с водородом Взаимодействие оксида серы (IV) с водой

Обратимость реакции

Обратимые Необратимые

Взаимодействие оксида серы (IV) с водой Разложение дихромата аммония

Энергетический эффект реакции

Экзотермические Эндотермические

Горение магния Разложение оксида ртути

Соотношение числа исходных и полученных веществ

Соединение

Разложение Замещение и обмен

Взаимодействие оксида кальция с водой

Разложение оксида ртути Взаимодействие железа и хлорида меди (II) Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия

Реакции, протекающие без изменения качественного состава простых и сложных веществ

Аллотропные превращения

Изомеризация

Превращение кислорода в озон

Образование одного изомера из другого

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку
Каждый из нас сталкивался с таким явлением: какое-то событие волнует одного человека, толкает его на речевые поступки, побуждает высказывать свое мнение, но оставляет равнодушным другого; или: один человек всю жизнь читает приключенческую литературу и смотрит ...

Теоретический аспект проявления агрессии в дошкольном возрасте
Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Агрессия от лат. aggressio — нападение). Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агресси ...

Разделы