Методика изучения химической терминологии

Педагогика » Химический язык » Методика изучения химической терминологии

Страница 4

Таким образом, развитие понятия "химический элемент" осуществляется в несколько этапов:

1) подготовительный — до формулирования определения химического элемента;

2) экспериментальный — до изучения атомно-молекулярного учения;

3) изучение элементов на базе атомно-молекулярного учения;

4) формирование понятия о естественной группе элементов;

5) изучение периодической системы Д. И. Менделеева и теории строения атома;

6) изучение элементов по группам периодической системы;

7) обобщение знаний учащихся в конце IX класса, установление связей понятия о химическом элементе с другими понятиями курса химии.

В X классе завершается развитие понятия о химическом элементе. В курсе органической химии прежде всего отмечают, что молекулы органических веществ состоят из атомов тех же элементов, что и неорганических.

Далее рассматривается понятие о гибридизации орбиталей атома углерода, а также о том, что атомы элемента в составе соединения не просто суммируются в разных комбинациях, а испытывают влияние других атомов, т. е. атомы одного и того же элемента в разных соединениях несколько отличаются друг от друга по свойствам. Эту мысль можно провести и в неорганической химии, но в органической она звучит более убедительно.

В курсе органической химии дается понятие о возможности соединения в одном и том же веществе большого числа одноименных атомов, что редко наблюдается в неорганических веществах.

В конце курса X класса в обобщающей теме понятие об элементе должно прозвучать как важнейшее связующее звено между неорганической и органической химией. Поэтому заключительное обобщение начинается именно с него. Особое внимание обращают на философский смысл и воспитательное значение учения о химических элементах.

Структура системы понятий о химической реакции. Понятие о химической реакции сложное и многогранное. Это, как и понятие "вещество", целая система понятий, имеющая свою структуру. В курсе химии средней школы четко различаются шесть компонентов понятия "химическая реакция", которые рассматриваются в единстве и формируются постепенно:

1) признаки, сущность и механизм реакций; 2) закономерности возникновения и протекания; 3) количественные характеристики; 4) классификация; 5) практическое использование; 6) методы исследования. Сочетание этих шести блоков понятий не только определяет систему знаний, но и позволяет вскрыть философскую сущность понятия "химическая реакция". Химическая реакция должна характеризоваться с позиций всех шести блоков содержания понятия. Каждый из них имеет свою структуру. Например, структура содержания понятий о классификации химических реакций имеет такой вид (табл. 4).

Таблица 4 Классификация химических реакций

Принципы классификации

Характеристика реакций

Примеры реакций

Исходное состояние реагирующей системы

Гомогенные Гетерогенные

Взаимодействие азота с кислородом Взаимодействие оксида кальция с оксидом углерода (IV)

Наличие окислительно-восстановительного процесса

Окислительно-восстановительные

Реакции, в которых окислительно-восстановительный процесс отсутствует

Взаимодействие цинка с соляной кислотой

Разложение карбоната кальция с образованием оксида кальция и оксида углерода (IV)

Участие катализатора

Каталитические Некаталитические

Взаимодействие азота с водородом Взаимодействие оксида серы (IV) с водой

Обратимость реакции

Обратимые Необратимые

Взаимодействие оксида серы (IV) с водой Разложение дихромата аммония

Энергетический эффект реакции

Экзотермические Эндотермические

Горение магния Разложение оксида ртути

Соотношение числа исходных и полученных веществ

Соединение

Разложение Замещение и обмен

Взаимодействие оксида кальция с водой

Разложение оксида ртути Взаимодействие железа и хлорида меди (II) Взаимодействие нитрата серебра и хлорида натрия

Реакции, протекающие без изменения качественного состава простых и сложных веществ

Аллотропные превращения

Изомеризация

Превращение кислорода в озон

Образование одного изомера из другого

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Место экскурсии в процессе экологического образования в начальной школе
Во-первых, необходимо выяснить, что включает в себя понятие «экскурсия». Для этого обратимся к «Толковому словарю русского языка». В этом словаре С.И. Ожегов даёт такое определение. «Экскурсия»: 1. коллективная поездка (прежде так же индивидуальная) куда-нибу ...

Цель и содержание обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
В процессе обучения интеграция – это проявление дидактического принципа системности (А. И. Азевич, А. К. Артемов, Ю. К. Бабанский, В. С. Безрукова, М. Н. Берулава, С. В. Гордина, А. Я. Данилюк, В. А. Далингер, В. Р. Ильченко, Б. М. Кедров, Я. И. Коменский, В. ...

Разделы