Формы контроля за усвоением знаний учащихся

Педагогика » Химический язык » Формы контроля за усвоением знаний учащихся

Страница 4

Например, рассматривая уравнение реакции между металлическим натрием и водой, учащиеся дают следующий комментарий: "Уравнение реакции

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

означает взаимодействие металлического натрия с водой. В результате реакции образуется щелочь, которую можно обнаружить при помощи индикатора. Кроме щелочи образуется водород, который можно обнаружить поджиганием".

Систематическое использование подобных заданий, этимологический анализ терминов и названий способствует созданию особого эмоционального фона, на котором возникает познавательная активность учащихся и интерес к химии как науке, более осознанному усвоению химического языка, повышению качества знаний учащихся. Работа со словарями, справочниками и другими источниками информации способствует развитию самостоятельности учащихся в добывании знаний.

В последнее время получает развитие новое направление развития творческой познавательной деятельности учащихся - разработка различных проектов, в том числе в рамках Интернет. На наш взгляд, темой одного из таких проектов по химии может быть создание учащимися сборника химических терминов и названий, связанных с каким-либо курсом химии, или областями применения химических знаний, различными профессиями.

Мы предлагаем учащимся восьмых классов готовить сообщения и рефераты о веществах, которые человек использует в быту, а учащиеся девятых классов составляют так называемые паспорта химических элементов. В обоих случаях в задания включается исторический материал и проводится этимологический разбор всех используемых терминов и названий, в частности, названий химических элементов и веществ, а также химических и физических явлений.

В заключение хочется отметить, что, реализуя в своей практике приведенные выше рекомендации по обучению учащихся, мы убедились в их положительном влиянии на качество знаний учащихся по химии, а также интерес учащихся к этому предмету и в целом на формирование их культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что химический язык вносит существенный вклад в реализацию развивающей функции обучения. Особенно велика его роль в развитии мышления учащихся и формировании их творческой деятельности, так как все операции с химическим языком являются умственными. Наиболее часто при оперировании химическим языком используются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и другие мыслительные операции.

Химический язык вносит важный вклад в реализацию воспитательной функции обучения. Он может использоваться как активное средство формирования научного мировоззрения учащихся, поскольку позволяет раскрыть многие мировоззренческие вопросы. Например, символически выраженная периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева используется для подтверждения законов диалектики.

Страницы: 1 2 3 4 

Другие статьи:

Разделы