Соответствие учителя педагогической деятельности

Педагогика » Личностные качества учителя » Соответствие учителя педагогической деятельности

В общепсихологическую характеристику учителя может быть включен и показатель его соответствия (как субъекта) самой педагогической деятельности. Нами выделяются три плана такого соответствия. Первый — это предрасположенность к педагогической деятельности (и пригодность к ней). Она выявляется в отсутствии анатомо-морфологических, физиологических и психологических противопоказаний к профессии, например таких, как тугоухость, косноязычие и др. Предрасположенность к педагогической деятельности предполагает некоторое стабильное единство нормы интеллектуального развития человека, положительного эмоционального тона (стеничность эмоции) и нормальный уровень развития коммуникативных способностей. Учитывая важность правильной организации учителем педагогического общения с учащимися, необходимо особое внимание обратить на наличие или специальное формирование именно этих способностей.

Второй план соответствия учителя своей профессии — это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.

Включаемость в педагогическое общение и обучение ему выявляет третий план соответствия человека деятельности учителя. Она выражается в легкости, правильности установления контакта с собеседником, умении следить за реакцией собеседника и самому адекватно реагировать на нее. В личностном плане «преподаватель, обучающий устной речи, должен относиться к типу людей, с которыми легко и интересно говорить»

Важно также отметить, что сама педагогическая деятельность, обусловливаясь индивидуально-психологическими особенностями человека, формирует некоторый свойственный именно ей стиль поведения, контур коммуникативных действий учителя. «Под влиянием специфики педагогического общения происходит нивелирование отрицательных проявлений таких индивидуально-психологических особенностей, как экстравертированность или интровертированность, в результате, которого оптимизируется способ решения коммуникативных задач преподавателя в педагогическом общении независимо от его принадлежности к одному из двух типов»,— подчеркивает исследователь этой проблемы Л. А. Хараева.

Другие статьи:

Методика проведения природоведческих экскурсий в начальной школе
Для достижения поставленных целей нами были проведены в экспериментальной группе экскурсии по темам «Осенние изменения в жизни растений», «Природа зимой» и «Весна в природе». В контрольной группе по данным темам проводились уроки. В ходе формирующего этапа с ...

Средства и учебный материал, используемые во внеурочной деятельности по информатике
Учебная деятельность – один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на ...

Разделы