Дистанционное обучение – это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и согласованный во времени.
Для успешного функционирования ДО прежде всего необходим определенный уровень информатизации общества.
С помощью ДО могут быть реализованы следующие образовательные услуги:
подготовительные курсы;
получение образования;
продолжение или повышение профессионального образования;
сертифицированные программы;
контрактные программы по заказам.
Потенциальными потребителями системы ДО являются:
лица, проживающие в отдаленных от вузовских центров районах;
лица, желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование;
абитуриенты;
лица с ограниченными физическими возможностями;
военнослужащие и члены их семей;
лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
лица, стремящиеся освоить образовательную программу в сжатые сроки и др.
Потребители выступают в роли слушателей (при получении дополнительного образования) и студентов (при обучении по программам подготовки специалистов). Потребители должны обладать навыками работы на компьютере и в сети Интернет.
Образовательный процесс при ДО обеспечивают следующие специалисты:
преподаватели-разработчики курсов и преподаватели-консультанты (тьюторы);
администраторы-руководители структурных подразделений и системные администраторы информационных ресурсов;
дизайнеры и программисты;
персонал технической поддержки.
При этом важно отметить, что многие специалисты ДО выполняют свои функции также дистанционно.
Специалисты должны иметь соответствующую квалификацию.
Материальной основой ДО являются компьютерное и телекоммуникационное оборудование и каналы связи. Программное обеспечение ДО устанавливается на серверах глобальной сети. Другое название программно-информационного комплекса – оболочка ДО. Сетевой адрес оболочки называют порталом (образовательным порталом) - такое название укоренилось в Сети за популярными и посещаемыми веб-системами.
Образовательный портал, однако, предполагает не праздное посещение, а авторизацию и повседневную работу: участие в электронных семинарах на форуме или чате, получение заданий и консультаций тьютора по электронной почте, прохождение тестирований и др.
Образовательные ресурсы ДО могут быть представлены документами различных форматов и назначения. Типичными документами являются учебное пособие, рекомендации по самостоятельному изучению курса, тесты, электронная библиотека (хрестоматия). Всю совокупность документов и средств их обработки можно назвать сетевым учебно-методическим и информационным комплексом (СУМИК).
Весь комплекс из программных, коммуникационных, информационных, административных и педагогических средств носит название информационно-образовательной среды. Это и есть виртуальное учебное заведение.
Другие статьи:
Многостороннее
влияние спортивных игр на развитие двигательных функций и совершенствования
систем организма
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — ...
Особенности произносительной стороны речи глухих детей
Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. Исследования физиологов и психолого ...