Этап вводного инструктажа
Вводный инструктаж решает следующие задачи:
а) ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.);
б) ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда;
в) объяснение правил и последовательности выполнения работ в целом и отдельных ее частей (приемов, операций и т.д.);
г) предупреждение учащихся о возможных затруднениях, ошибках;
д) при необходимости показ способов самоконтроля за выполнение операций.
Активизации познавательной деятельности в ходе вводного инструктажа способствуют актуализации ранее полученных знаний, практических навыков и умений, показ практической значимости изучаемого материала для профессиональной деятельности.
При подготовке к уроку производственного обучения мастер определяет организацию и методику своей деятельности, продумывает деятельность учащихся на этапе урока.
Организация к проведению вводного инструктажа включает следующее.
Необходимо проверить исправность и работоспособность оборудования и инструмента, наличие необходимой документации и наглядных пособий, заготовок и материалов для выполнения учебно-производственных работ. Расположить все подготовленное в порядке использования так, чтобы оно всегда находилось под рукой, чтобы не требовалось тратить время на поиски .
Основа вводного инструктажа – показ и объяснение приемов и способов выполнения изучаемой операции. На этом этапе вводного инструктажа, когда формируется теоретическая основа предстоящей трудовой деятельности, применяется метод показа трудовых действий. Правило применения этого метода даны в таблице 1.
Таблица 1 Правила применения метода показа трудовых действий
Деятельность мастера |
Деятельность учащихся |
Объяснение назначения формируемых умений Показ всего трудового процесса в нормальном темпе Выделение операций, приемов и основных действий в трудовом процессе Показ отдельных операций, приемов и способов их выполнения по инструкционной карте Постановка вопросов для анализа инструкционной карты Показ всей изучаемой деятельности в замедленном темпе Вызов одного или двух учащихся для воспроизведения показанных операций |
Уяснение значимости трудового процесса в профессиональной деятельности Наблюдение, целостное восприятие трудового процесса Анализ состава и структуры трудовой деятельности Уяснение способов выполнения каждой операции, приемов работы с инструкционной картой Ответы на вопросы Мысленное восприятие Наблюдение, анализ |
Деятельность мастера |
Деятельность учащихся |
Анализ ошибок учащихся Повторение всего трудового процесса в нормальном темпе |
Анализ приемов работы Мысленное воспроизведение трудовой деятельности |
Другие статьи:
Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на специфику деятельности
учреждений интернатного типа
Исследованию структуры и механизмов влияния социальной среды на развитие ребенка посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Ковалева, В. А. Ясвина, Г. Ричардсона, Л. С. Выготского и др. Теор ...
Теоретические основы развития музыкального слуха
Слух – одно из пяти чувств, при помощи которого распознаются звуки; орудие его ухо, оно реализуется деятельностью механических, рецепторных и нервных структур, составляющих слуховую систему, или слуховой анализатор. У человека при действии звуков возникает сп ...