Роль географического прогнозирования в географической науке

Страница 1

Перед тем, как обозначить роль географического прогнозирования в системе экологического и природоохранного образования, необходимо дать ему определение, максимально точно отражающее его суть для целей использования его в школьной географии.

В различные периоды развития общества способы изучения окружающей среды изменялись. Одним из важнейших «инструментов» рационального подхода к природопользованию в настоящее время считают применение методов географического прогнозирования. Прогнозные исследования порождены требованиям научно-технического прогресса.

Географический прогноз является научным обоснованием рационального природопользования.

В методической литературе пока ещё не сложилось единого понятия таких терминов «географический прогноз» и «географическое прогнозирование». Так в работе Т.В. Звонковой и Н.С. Касимова географическое прогнозирование понимается как «комплексная многоплановая эколого-географическая проблема, где теория, методы, и практика прогнозирования тесно связаны с охраной природной среды и ее ресурсов, планированием и проектированием, экспертизой проектов». Главные цели географического прогнозирования были определены следующим образом:

Установить границы измененной природы;

Оценить степень и характер ее изменения;

Определить дальнодействие «эффекта антропогенного изменения» и его направленность;

Определить во времени ход этих изменений, учитывая взаимосвязь и взаимодействие элементов природных систем и тех процессов, которые осуществляют эту взаимосвязь.

Под термином «комплексный физико-географический прогноз» А.Г. Емельянов понимает научно обоснованное суждение об изменении ряда компонентов в их взаимосвязи или всего природного комплекса в целом. Под объектом понимается материальное (природное) образование, на которое направлен процесс исследования, например природный комплекс находящийся под воздействием человека или естественных факторов. Предмет прогнозирования – это те свойства (показатели) этих комплексов, которые характеризуют направления, степень, скорость и масштабы этих изменений. Выявление таких показателей является необходимой предпосылкой для составления надежных прогнозов перестройки геосистем под воздействием хозяйственной деятельности человека. В своей работе А.Г. Емельянов сформулировал теоретические и методические положения, обобщил имеющийся опыт и результаты многолетних работ по изучению и прогнозированию изменений природы на подтопленных берегах водохранилищ и в зоне влияния осушительных объектов. Особое внимание уделяется принципам, системе и методам построения прогнозов перестройки природных комплексов под воздействием хозяйственной деятельности человека.

Ю.Г. Симонов определял географический прогноз, как «прогноз последствий хозяйственной деятельности человека, прогноз состояния той природной среды, в которой протекает общественная сфера производства и личная жизнь каждого из людей… Конечной целью всей системы географических наук является определение в будущем состояния географической среды нашей планеты», – тем самым осуществляется привязка к абсолютно конкретному человеку, для комфортного существования которого и осуществляется весь прогноз. В то же время Ю.Г. Симонов выделяет другой тип географических прогнозов, который никак не связан с суждениями о будущем, он имеет отношение к размещению явлений в пространстве – пространственный прогноз. «И в том и в другом случае прогноз опирается на установленные наукой закономерности. В одном случае – на законы пространственных размещений, определяющихся сочетанием законоформирующих факторов, во – втором – это закономерности временных последовательностей явлений.

Прогноз означает предвидение, предсказание. Поэтому географический прогноз – это предсказание изменений баланса и характера развития природных компонентов под влиянием деятельности человека, природно-ресурсного потенциала и потребностей в природных ресурсах в глобальном, региональном и локальном масштабах. Таким образом, прогноз представляет собой специфический вид познания, где прежде всего исследуется не то, что есть, а то, что будет в результате каких либо воздействий или бездействия.

Прогнозирование – это совокупность действий, которые позволяют вынести суждения относительно поведения природных систем и определяются естественными процессами и воздействием на них человечества в будущем. Прогнозирование отвечает на вопрос: «Что будет, если? .».

Таким образом видно, что термины «Географический прогноз» и «Географическое прогнозирование» нельзя считать синонимами, между ними существуют определенные различия. В прогностике прогнозирование рассматривается как процесс получения представлений о будущем состоянии изучаемого объекта, а прогноз – в качестве конечного результата (продукта) этого процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Характеристика основных новообразований младшего школьного возраста
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная деятельность. В процессе ее осуществления ребенок под руководством учителя систем ...

Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсий как формы экологического образования младших школьников
Воспитание любви, сознательного, бережного отношения к природе, является главной педагогической задачей. Своей яркостью, многообразием, динамичностью природа воздействует на все чувства ребенка и оставляет в его душе глубокий след на всю жизнь. Она благотворн ...

Разделы