Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе

Педагогика » Психологическая готовность младших школьников к обучению в средней школе » Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе

Страница 2

При переходе учащихся на вторую ступень общего образования особую актуальность приобретает педагогический принцип опоры на лучшие тенденции в развитии ребенка. Чтобы усилия педагогов и родителей были конструктивными и способствовали развитию личности воспитуемого, их необходимо вооружить знанием логики психического развития школьников, научить пониманию внутренних трудностей, испытываемых и переживаемых детьми. Это позволит правильно обеспечить в педагогической практике преемственность развития на возрастных рубежах, построить процесс воспитания как единый и непрерывный. Переходные возрастные периоды – ответственные этапы психического развития. Несформированность к началу нового возрастного периода психологических новообразований предшествующего периода может стать причиной возникновения у учащихся многих проблем при переходе на вторую ступень общего образования.

Психологическая готовность младших школьников к переходу на вторую ступень общего образования формируется в деятельности, которая по содержанию, формам и методам приближена к деятельности в 5 классе. Одним из условий оптимизации психологической подготовки учащихся к обучению в основной школе является внедрение специальной системы психолого-педагогических мероприятий как в начальной школе, так и в семье. При планировании и проведении такой работы следует исходить из требований, предъявляемых к учащимся в основной школе, и типичных трудностей переходного периода. Одним из путей реализации этого условия является моделирование будущей деятельности в рамках обучения и воспитания младших школьников. По мнению М.И. Дьяченко и Л.А.Кандыбовича, «для успешного формирования готовности необходимо знать и учитывать (моделировать) особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка, сохранять и поддерживать настроенность на предстоящую работу в полном соответствии с характером и сложностью ее задач». Следует особенно полно раскрыть перед учащимися привлекательные стороны будущей деятельности, заострить их внимание на возможных трудностях переходного периода, научить действовать в трудных ситуациях.

Большое значение в психологической подготовке учащихся к переходу на вторую ступень общего образования имеет работа, направленная на подготовку к преодолению трудностей. Учителю начальных классов следует позаботиться о формировании у младших школьников психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах социального взаимодействия и в разных областях деятельности. Важно подготовить учащихся к работе в напряженных ситуациях. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович рекомендуют использовать с этой целью следующие приемы: увеличение на уроке темпа деятельности; введение элементов соревнования; создание ситуаций, требующих немедленного принятия самостоятельного решения; введение в учебный процесс непредвиденных препятствий (замена учителя, необходимость изучить сложную тему самостоятельно); создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих доведения дела до конца; составление модели будущей деятельности в зависимости от изменения ее внешних и внутренних условий и др.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Технологический инструментарий исследования имиджа учителя
В рамках построения имиджа в избирательной борьбе выделяют его следующие составляющие характеристики: он должен быть регионально обусловленным; он должен быть обусловлен временем; он должен быть обусловлен демографическим фактором; он должен зависеть от этноп ...

Основные пути и условия формирования нравственных представлений у дошкольников с ОНР
Казахстан во все времена и эпохи был «перекрестком миров», где встречались разные народы и культуры. Наша земля хранит и помнит историю всех, кто жил здесь когда-то. В Казахстане приоритет отдается человеку как личности. Обеспечиваются права и свободы граждан ...

Разделы