Развивающее обучение: основные характеристики

Педагогика » Психология учебно-познавательной деятельности » Развивающее обучение: основные характеристики

Реализация развивающего обучения невозможна частично, отдельными элементами. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что развивающее обучение - это целостная система, где все три параметра: содержательный, методический и личностный взаимосвязаны и взаимообусловлены и неотделимы друг от друга.

Характеризуя возможности развивающего обучения как целостной системы, надо отметить, что оно отличается от функционального обучения, прежде всего, своим содержанием. Это сложный параметр, определяющий все остальные. Содержание развивающего обучения направлено на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия. Принципы действия по сути дела составляют содержание теоретического знания. Их усвоение связано с формированием у младших школьников абстракций и обобщений, являющихся основой продуктивного (теоретического) мышления.

Т. е. работая в этой системе, у ребенка появляется необходимость и возможность не просто заучивать определенный материал, а исследовать проблему, что развивает мышление, понимание. В результате ребенок обучается не просто письму, чтению или счету, а умению думать так, как думают ученые-исследователи.

Развивающее обучение возможно только в том случае, если в его содержание положена система научно-теоретических понятий. В традиционном обучении система понятий задается для усвоения через формулировку этих понятий, их определения. Поэтому существует жесткий перечень, что должен знать ученик. В развивающем обучении научные понятия существуют в легком варианте - способе действий.

В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей. Всякая деятельность - это есть решение задач. Поэтому основным средством, которым располагает учитель, является постановка задач и организация их решения. Это, пожалуй, составляет основную специфическую сложность методического аппарата развивающего обучения.

Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога - учителя с учеником. Именно в этой совместной деятельности (причем, не только учителя и ученика, но и учащихся между собой) рождается сопоставление точек зрения, анализ, вырабатывается общая позиция. Диалог предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем, который постепенно приобретает формы развернутого учебного общения, общения между субъектами коллективной учебной деятельности.

Таким образом, развивающее обучение представляет собой целостную систему, где все взаимосвязано и взаимообусловлено: содержание, метод и тип общения. Развивающее обучение построено на общении детей, совместном решении задач, педагогическом творчестве и компетентности. Это обучение, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.

Другие статьи:

Значение словарной работы для всестороннего развития детей дошкольного возраста
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка . Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов ...

Реализация компетентностного подхода в образовании. Сущность компетентностно-ориентированного обучения
Приоритетом в учебной деятельности вуза в настоящее время является внедрение компетентностного подхода в обучении для повышения эффективности образовательного процесса и качества образования. Поэтому первоочередная задача педагогической работы – формирование ...

Разделы