Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения

Педагогика » Психологический анализ особенностей личности учителей с разными стилями педагогического общения » Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения

Страница 1

Коммуникативный аспект педагогического общения

Коммуникативную сторону общения изучали Л.С. Выготский (знаковые системы), А.Н. Леонтьев (смысловые детерминанты), А.А. Леонтьев (психолингвистика), В.Ф. Петренко (психосемантика) и другие. Понятие «коммуникация» имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле понятия «коммуникация» и «общение» отождествляются. И тогда имеются в виду вся сфера взаимоотношений людей друг с другом, умение налаживать контакты, грамотно поддерживать их, корректно их завершать и т. д. В узком смысле под термином «коммуникация» подразумевается аспект передачи и принятия информации. В этом смысле в данной сфере рассматриваются вербальные (речевой) и невербальный (неречевой) аспекты общения. Задачи вербальной коммуникации в педагогическом общении включают:

Лекторское мастерство педагога (ясность, доступность, логичность, структурированность, выразительность, информативность, правильность, чистоту речи, контакт с аудиторией).

Обучение школьников основам культуры и искусства речи (планирование речи, ее содержательный объем, доказательность, аргументированность, богатство словарного запаса, уместность, тактичность).

Субъект-субъектные отношения в педагогическом общении (активное слушание, Я-высказывание, обратная связь, безоценочное принятие партнера, условия фасилитации педагогического процесса).

Грамотная, богатая, правильная речь - это залог успешной коммуникации, поскольку хороший оратор обладает способностью влиять на людей. К сожалению, существует мало людей, являющихся «прирожденными» ораторами, этому искусству необходимо учиться.

Невербальная коммуникация изучалась П.М. Ершовой (технология актерского искусства), И.Н. Гореловым, В.Ф. Енгалычевым (жестовая речь), Е.А. Петровой (жесты в педагогическом процессе). А. Пиз (язык тела) и другими. К данным средствам общения относятся перечисленные ниже:

1. Паралингвистические (качество голоса, тембр, громкость, высота). Современные исследователи языка и речи обращают внимание на данный параметр как на ключевой, а не вспомогательный аспект передачи информации. Именно фонацией вкладывается смысл в общезначимые выражения. Важный параметр речи - скорость. Распространенное знание о различии в наших жизненных ритмах и о замедленном темпоритме восприятия ребенка остается невостребованным в реальном процессе общения. Оптимальная скорость восприятия обращенной речи для младших школьников 40 - 60, для подростков 60-100, для старшеклассников 80- 120 слов в минуту. Красота голосовых данных возникает за счет окраски, тембра. Он зависит не только от врожденных качеств голоса, но и от самочувствия и настроения. Низкие голоса обычно воспринимаются как более приятные, мягкие. Глухой голос может быть вызван дискомфортным состоянием человека, высокий - восприниматься как звонкий или режущий. Чрезвычайно важный аспект речи - дикция. Любые дефекты речи усложняют ее вос­приятие.

2. Экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздохи, кашель). Паузы - многозначные медиаторы нашей речи. Они могут сигнализировать как о полном взаимопонимании, так и о потере контакта, о согласии или несогласии, привлекать внимание и наоборот. Такие характеристики, как отдышка, смешки, покашливание, всхлипывания, будут сигнализировать об эмоциональном, интеллектуальном, соматическом состоянии собеседника.

3. Ольфакторные (приятные и неприятные, естественные и искусственные запахи); XXI в. называют веком запахов. Влияние их на нашу жизнь огромно, но пока подлежит изучению. Проведенные исследования показали влияние запахов на ошибочные действия программистов. На 20 % снижались ошибки при вдыхании лаванды, на 33 % от запаха жасмина, на 54 % - от запаха лимона. В целом установлено, что запахи лаванды и розмарина расслабляют, а лимона и эвкалипта возбуждают.

4. Визуальные (направление, долгота взгляда, мимика). Через зрительный канал приходит от 70 до 90 % информации. Существуют статусные и культуральные различия в использовании визуального канала для общения. В европейской ментальности выделяют три вида взгляда: деловой, социальный, интимный. Считается, что для ощущения комфорта при общении люди должны смотреть в глаза собеседника 2/3 времени разговора. В животном мире, как, впрочем, и в ряде человеческих культур, прямой взгляд рассматривается как вызов и используется нечасто, для определенных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Какова роль "товарищеского суда"
Принцип прощения сам по себе не порождается в детском сообществе. Идея справедливости, которая вызревает в кооперации со сверстниками, строится на принципе "око за око". Половина детей от 7 до 10 лет считают, что на удар надо отвечать ударом той же ...

Изучение уровня правовой культуры дошкольников после серии проведенных занятий
Для изучения уровня развития у дошкольников правовой культуры были использованы те же методики, что и в констатирующем эксперименте. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в виде таблицы: Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня п ...

Разделы