Личность учителя в структуре педагогического общения

Страница 4

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопу­стимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

Доминантные качества

Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

Целеустремленность — умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

Уравновешенность — способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

Желание работать со школьниками — получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

Способность не теряться в экстремальных ситуациях — умение оперативно принимать оптимальные пе­дагогические решения и действовать в соответствии с ними.

Обаяние — сплав духовности, привлекательности и вкуса.

Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.

Справедливость — способность действовать беспристрастно.

Современность — осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

Гуманность — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

Эрудиция — широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

Педагогический такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

Педагогический оптимизм — вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативные качества

Пристрастность — выделение из среды учащихся любимчиков и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.

Мстительность — свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником

Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

Рассеянность — забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

Рукоприкладство.

Грубость.

Беспринципность.

Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Игровой метод в обучении плаванию
В развитии двигательной деятельности младшего школьного возраста игровому методу принадлежит ведущая роль. В системе физического воспитания игровой метод используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Сущность игрового метод ...

Обоснование дидактической целесообразности предлагаемой методической разработки
Процесс производственного обучения реализуется в различных формах. Основные формы организации производственного обучения: - урок, занятие в учебных мастерских училища, лицея; - занятие в цехе предприятия; - производственная практика. Урок производственного об ...

Разделы