Поведенческие различия стилей педагогического общения

Страница 1

Классификации стилей педагогического общения

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. Первое экспериментальное исследование стилей руководства было проведено в 1938г. немецким психологом К. Левином. Здесь же была введена распространенные в наши дни классификация основных стилей руководства: авторитарный, демократический и попустительский. Нередко приходится слышать в лекциях, читать в литературе, что названные типы могут быть с легкостью перенесены и на область педагогического общения. Но это представляется излишним добавлением, если припомнить то обстоятельство, что свое знаменитое исследование К. Левин провел, изучая особенности руководства группы школьников взрослым наставником.

Существует множество оснований для классификации стилей педагогического общения. Я перечислю основные варианты классификации.

В.А. Кан-Калик выделял 5 педагогических стилей:

Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом; Общение на основе дружеского расположения; Общение-дистанция; Общение-устрашение; Общение-заигрывание.

Из числа разработанных в последние годы за рубежом классификаций стилей педагогического общения интересной представляется типология профессиональных позиций учителей, предложенная М. Таленом. Автор специально указывает на основание, заложенное в типологизацию: выбор роли педагогом, исходя из собственных потребностей, а не потребностей учащихся. Он выделяет следующие модели поведения учителя: Сократ; Руководитель групповой дискуссии; Мастер; Генерал; Менеджер; Тренер; Гид

Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин считают, что различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения преподавателей в общении с обучаемыми на занятиях. Условно эти модели можно обозначить следующим образом: диктаторская (Монблан); неконтактная (Китайская стена); дифференцированного внимания (Локатор); гипорефлексная (Тетерев); гиперрефлексная (Гамлет); негибкого реагирования (Робот); авторитарная (Я-сам); активного взаимодействия (Союз).

Некоторые исследователи выделяют следующие типы педагогического взаимодействия: автократический (самовластный); авторитарный (властный); демократический; игнорирующий; попустительский; непоследовательный.

Деятельностное представление о стилях педагогического общения предложено А.К. Марковой и А.Я. Никоновой. В основу различения стилей в труде учителя они положили следующие основания: содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или результат своего труда, развертывание учителем ориентировочного и контрольно-оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников к предмету). На основе этого был выделен ряд индивидуальных стилей: эмоционально - импровизационный; эмоционально - методичный; рассуждающе - импровизационный; рассуждающе - методичный.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Методические рекомендации по формированию игровой деятельности у детей с ЗПР
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период в развитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игра требует от дошкольника действий во внутреннем, воображаемом плане, то есть видения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре р ...

Содержание программы по математике Республики Казахстан
Авторы программы Республики Казахстан по математике Т.К. Оспанов и Ж.Т. Кайынбаев и другие считают, что математика на начальной ступени школы является органической частью курса математики основной ступени школы. Сказанным обусловлена необходимость достижения ...

Разделы