Неурочные формы в процессе обучения музыке

Педагогика » Неурочные формы организации обучения » Неурочные формы в процессе обучения музыке

Страница 1

В качестве примеров неурочных форм обучения музыке рассмотрим хор, ансамбль и оркестр.

Хор (др.-греч. χορός толпа) - хоровоой коллектив, пеевческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии:

- сопрано,

-альты,

-тенора,

-басы.

Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий.

Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

В зависимости от пола и возраста певцов, хоры можно классифицировать следующим образом:

-смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов, мужские голоса составляют партии теноров и басов. Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;

-хор мальчиков и юношей состоит из тех же четырех основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики — дисканты, партию альтов — контратенора — юноши, поющие фальцетом; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;

-женский хор состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: сопрано I и II, альты I и II;

-мужской хор состоит из теноров I и II, баритонов и басов. Может дополняться партией контратеноров, поющих фальцетом;

-детский хор состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх — сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

С точки зрения манеры пения различают:

-академические хоры, поющие в академической манере, основанной на эталоне европейского академического (оперно-концертного) певческого тона;

-народные хоры, поющие в народной манере.

Хоры могут иметь разный статус.

-Профессиональные хоры могут быть как независимыми, так и поддерживаться государстовом. Ведут регулярную концертную деятельность. Состоят из профессиональных певцов.

-Любительские хоры объединяют людей, для которых пение в хоре — это хобби. Могут существовать при дворцах культуры, клубах, при организациях и учреждениях, при (немузыкальных) учебных заведениях и т. п.: хор студентов, хор сотрудников, хор ветеранов.

-Церковные хоры участвуют в церковных службах.

-Учебные хоры существуют в учебных заведених (музыкальных, музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.

Ансамбль (от французского ensemble - "вместе") - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей.

В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом — по латинским названием цифр.

Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА (вокально-инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятых годах.

Оркестр - многочисленный инструментальный ансамбль, то есть коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов, образуют группы, играющие в унисон.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Развивающее обучение: основные характеристики
Реализация развивающего обучения невозможна частично, отдельными элементами. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что развивающее обучение - это целостная система, где все три параметра: содержательный, методический и личностный взаимосвязаны и взаимообусло ...

Психологический анамнез. Его основные разделы
В соответствии с общими принципами психологической диагностики история развития ребенка, или анамнез, является источником построения психологической диагностической гипотезы. Под анамнезом понимаются не только психологические данные, но и данные, которые псих ...

Разделы