Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном курсе информатика

Педагогика » Методика изучения графических редакторов в школьном курсе информатики » Психолого-педагогические аспекты изучения графических редакторов в школьном курсе информатика

Страница 1

Психолого-педагогический подход к обучению требует анализа учебной деятельности как деятельности субъекта, как особой формы социальной и познавательной активности учащегося, в которой происходит реализация его собственных стремлений.

Важно знать не только объективные результаты учебной деятельности, но и то, как она протекает: какие мотивы побуждают учащегося учить, как формируются «личностные смыслы», как принимаются учебные задачи и подбираются соответствующие учебные действия. Понимание психологических механизмов саморегуляции учебной деятельности поможет вскрыть собственную позицию учащегося в учении: какова мера его активности, система отношений и личностных ценностей.

Психологический анализ учебной деятельности связан с пониманием ее как деятельности ведущей в связи с той функцией, которую она выполняет в развитии школьников. Ведущяя деятельность объединяет в себе основные тенденции развития, формирует и перестраивает психические процессы, обуславливает психологические изменения личности. Деятельность становится ведущей постольку, поскольку в ней появляется и интенсивно формируется нечто новое, позволяющее понять и охарактеризовать происходящие в ней качественные сдвиги.

Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования

Компьютеризированное мышление можно трактовать как вид профессионального мышления программиста, аналогично мышлению ученого, инженера и т. п. В пределе же оно представляет важную составляющую и органическую часть культуры умственного труда, все то, что она влечет позитивного и негативного для развития мышления и воспитания личности. Важно как можно больше нейтрализовать негативное и одновременно сформировать, усилить и развить позитивное.

Виды профессионального мышления современного человека, взаимодействующего с ЭВМ, можно дифференцировать в диапазоне, задаваемом двумя полярными отношениями человека к компьютеру: условно назовем их «спекулятивным» и «авангардным». В первом случае - человек, который негативно относится к самой идее информатизации жизни общества (хотя он и пользуется информацией, которую сегодня нельзя уже получить независимо от различного рода ЭВМ) и обосновывает свою позицию всякого рода общими спекуляциями, призывая, в принципе, отвергнуть и остановить процесс компьютеризации.

Во втором случае - человек, увлеченным такой ценностью современной культуры и техники, как компьютеризированное обучение, и энергично проводящим это в жизнь, добиваясь включения новых средств ИТ в современную культуру в качестве ее полноправного, перспективного и органичного компонента.

Между этими двумя полюсами располагаются следующие три профессиональные позиции — операторская, программистская, системная, реализация каждой из которых требует специфических форм мышления.

Так, реализация наиболее простой операторской позиции заключается в умении человека оперировать компьютером при визуальном контроле с опорой на информацию, представленную на экране.

Программистская позиция требует овладения языком программирования и способами программной реализации алгоритмов.

Системная же позиция заключается в разработке принципиально новых средств алгоритмизации и программирования с учетом развития как логико-математического, так и научно-технического и технологического обеспечения развития возможностей систем компьютеров различных типов.

Широкое внедрение компьютеров в практику производства и образования не только выдвигает более высокие требования к организации мыслительной деятельности, но и создает качественно новые условия для развития мышления учащихся.

С психолого-педагогической точки зрения можно выделить несколько линий таких изменений.

Во-первых, наиболее очевидно, что функционирование и развитие мышления осуществляются в более упорядоченной экологически искусственной среде (клавишно-дисплейной), при задействовании сенсомоторного интеллекта. Происходит целенаправленное диалогическое взаимодействие человека с компьютеризированной экологией.

Во-вторых, циркулирующая по этому каналу информация кодируется человеком в символической форме, с помощью различных искусственных языков. Эффективное оперирование этой информацией осуществляется в диалоговом режиме работы с ЭВМ, эффективная работа с которой требует овладения языковыми средствами и способами программирования как необходимым семиотическим базисом для функционирования семиотически-алгоритмического мышления.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Специфика группового способа обучения
Современная педагогическая наука отличает общие и конкретные формы организации процесса обучения. Общие формы, к которым принадлежат индивидуальная, парная, групповая, коллективная, не зависят от конкретных педагогических задач и определяются структурой общен ...

Проблема развития заботливости у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
Заботливое отношение к природе рассматривается как сложное интегрированное качество, включающее три взаимосвязанных компонента (эмоциональный, когнитивный, практический) и проявляющееся в эмоциональной, интеллектуальной и поведенческой сферах личности. Формир ...

Разделы