Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках

Педагогика » Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках

Методика русского языка – наука, определяющая содержание, принципы, методы, приемы обучения русскому языку и закономерности усвоения его учащимися. Особенностью методики как науки является то, что она опирается на данные смежных наук: лингвистики, психологии, логики и педагогики.

Предметом методики является процесс обучения русскому языку.

Методика решает четыре задачи:

«зачем изучать», т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному;

«чему учить», т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий;

«как учить», т.е. разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования;

«как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Знание истории методики русского языка, закономерностей её развития необходимо для того, чтобы, опираясь на опыт и теорию прошлого, неуклонно улучшать преподавание русского языка в современных школах.

Возникновение методики русского языка как науки связывается с появлением в 1844 г. книги Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844). В этой книге заложены основы методики как науки о законах, принципах, методах и приёмах обучения русскому языку. Характерной особенностью её является теоретическое обоснование всех выдвинутых автором положений и методических рекомендаций.

Книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» положила начало научным исследованиям в области методики русского языка.

Одним из выдающихся языковедов второй половины XIX столетия был И.И. Срезневский. Он известен как автор оригинальных методических трудов: «Замечания о первоначальном курсе русского языка», «Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте» и др.

Свою методическую систему И.И. Срезневский построил на исследовании вопросов о том, что такое язык и что значит изучать родной язык.

Идеи Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского по основным проблемам методики русского языка творчески развил и углубил К.Д. Ушинский. Он является автором выдающихся методических работ и учебных книг: «О первоначальном преподавании русского языка», «Родное слово» и др.

К.Д. Ушинский, несомненно, является продолжателем идей Ф.И. Буслаева и И.И. Срезневского. Однако его система содержит и много нового: глубину теоретического обоснования, широкое применение принципов наглядности, систематичности, приёма сравнения.

В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты: Ф.Ф. Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А.А. Шахматов – один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д.Н. Овсянико-Куликовский – автор учебников русского языка 1907-1912 гг.; Л.В. Щерба, который выступил с докладом «О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета» и др.

Итак, история методики русского языка как науки начинается с 1844 г., когда был опубликован труд Ф.И. Буслаева, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие методической науки.

Авторы последующих работ, несмотря на различие их взглядов и направлений, продолжили развивать основные идеи Ф.И. Буслаева, и каждый последующий методический труд вносил в разработку той или иной проблемы нечто новое.

Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока недостаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов.

Методика преподавания состоит из нескольких разделов, одним из которых является орфография.

Методика орфографии – это раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся орфографических умений и навыков.

Методика обучения орфографии базируется на следующих принципах:

изучение орфографии в тесной связи с изучением фонетики, морфемики, морфологии и синтаксиса;

сопоставление различных явлений (звук и буква, фонема в сильной и слабой позиции);

структурно-семантический принцип (опора на знание состава и значения морфем в слове).

Для преподавания орфографии нужно владеть принципами русской орфографии.

Актуальность исследования заключается в том, что история русской орфографии изучена недостаточно с точки зрения формирования принципов правописания.

Цель курсовой работы – описание принципов русской орфографии, действующих в русском языке и их реализации в школьном курсе русского языка.

Задачи курсовой работы:

- описать основной принцип русской орфографии, различные точки зрения на данный принцип;

- описать другие принципы русской орфографии (фонетический, традиционные написания, дифференцирующие написания);

- проследить за реализацией принципов русской орфографии в учебниках по русскому языку, действующих в современной школе.

Другие статьи:

Православные школы
Борьбу против окаталичивания и ополячивания местного населения вели братства, которые создавались при православных церквях и назывались по их имени. Братства имели свой устав, состояли из ремесленников, мелкого купечества, крестьян, мещан, интеллигенции. Все ...

Требования к личности школьника при переходе на вторую ступень общего образования в аспекте психологической готовности
В последние годы в педагогической и психологической литературе так много говорится о сложностях перехода младшего школьника в среднюю школу, что этот период стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9—10 лет, порождающий серьезные п ...

Разделы