Реализация принципов орфографии в русских учебниках

Педагогика » Принципы русской орфографии и их реализация в школьных учебниках » Реализация принципов орфографии в русских учебниках

Страница 1

В современных школьных учебниках по русскому языку орфография (от греч. орфо – правильно, графо ‒ пишу) – правописание – это система правил:

1) о написании слов и их частей;

2) о слитных, дефисных и раздельных написаниях слов;

3) об употреблении прописных и строчных букв;

4) о переносе слов с одной стороны на другую.

Орфограмма – это написание, требующее применения орфографического правила, или обращения к орфографическому словарю.

В школьных учебниках 5 класса орфография представлена следующими разделами:

1) проверяемые безударные гласные в корне слова;

2) правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;

3) правописание О, Ё после шипящих в корне слова;

4) правописание О, Ё после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных;

5) правописание гласных в приставках;

6) гласные О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных;

7) правописание согласных в корне слова;

8) правописание согласных в приставках;

9) буквы З и С на конце приставок;

10) правописание Ы, И после приставок на согласный;

11) непроверяемые безударные гласные и согласные корня

12) правописание корней с чередующимися гласными О-И

13) правописание корней с чередующимися гласными Е-И;

14) правописание И, Ы после Ц;

15) правописание Ь после шипящих.

К морфологическому принципу можно отнести следующие правила:

проверяемые безударные гласные в корне слова;

правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных;

правописание согласных в корне слова;

На правило – проверяемые безударные гласные в корне слова – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова, в которых гласные корня находятся под ударением.

Образец: посветить фонарём – свет, посвятить стихотворение – святость.

Зап вать в хоре – зап вать лекарство, пос деть в саду – пос деть от горя, раск лоть щипцами – раск лить докрасна, пол скать ребёнка – пол скать бельё.

На правило – правописание безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Запишите словосочетания. Допишите окончания имён существительных, определяя их склонение и падеж.

Лететь в неб , человек в шляп , играть на компьютер , бродить в перелеск , приближаться к Лид , бежать по дорог , качаться на дерев , приделать к калитк , жить в радост , нет печал игруст .

На правило – правописание согласных в корне слова – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Подберите (устно) к данным именам существительным однокоренные глаголы. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни слов.

Про ьба, моло ьба, ко ьба, хо ьба, ре ьба.

К фонетическому принципу можно отнести следующие правила:

правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных;

правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных;

буквы З и С на конце приставок;

правописание Ы, И после приставок на согласный;

правописание Ы, И после Ц.

На правило – правописание О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных и имён прилагательных – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание о, е в окончаниях.

1. Больш му кораблю больш е плавание. 2. У чуж го огня не нагреешься. 3. Не железнымключ мсердц открывается, а добротой. 4. Будь внимателен к совету старш гобрата, а о младш м заботься сам. 5. К больш му терпенью придёт и уменье.

На правило – правописание О, Е после шипящих и Ц в суффиксах имён существительных и имён прилагательных – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, составьте словосочетания с данными словами.

Камыш вый, грош вый, холщ вый, алыч вый, хвощ вый.

На правило –буквы З и С на конце приставок – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте приставки.

Ра падаться, падать, ра бить, близить, ра валить, варить, ра грузить, грузить, ра двинуть, двинуть.

На правило – правописание Ы, И после приставок на согласный – в учебнике даны упражнения следующего типа:

Задание: Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Под тожить результаты, с гранный ансамбль, раз скать родных, раз грывать роль, сверх нтересная постановка, без нициативный работник, без мянный палец, пред дущий, пред стория, без сходный, под скать, сверх зобретательный.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его использования в процессе становления личности младшего школьника
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них: Внешний облик; Использование вербальных и невербальных средств общения; Внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее "Я". Внешний облик п ...

Формирование у младших школьников психологической готовности к обучению в основной школе
Формирование психологической готовности учащихся к обучению на второй ступени общего образования предполагает применение системы психолого-педагогических мер, обусловленных спецификой данного переходного периода. Психологическую подготовку учащихся к переходу ...

Разделы