Реализация языковых творческих возможностей учащихся на уроках русского языка в первом классе

Педагогика » Реализация языковых творческих возможностей учащихся на уроках русского языка в первом классе

Язык является важнейшим средством не только социального, но и духовного, нравственного, интеллектуального, творческого развития личности. Поэтому важнейшей задачей обучения русскому языку в школе является формирование творческой языковой личности, совершенствование языковых способностей учащихся.

Языковые способности традиционно рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, способствующие быстрому и прочному овладению языком.

Языковая способность - это прижизненное, онтогенетическое образование, ведущую роль в формировании и развитии которого играет среда, обучение и воспитание, а природной предпосылкой является наличие задатков, анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы.

Языковая способность имеет многокомпонентную структуру, вбирающую в себя интеллектуальный (общий) и специальный компонент (состоящий из речевой и языковой части), ядром которой является «чувство языка», языковая интуиция. В языковую способность личности также входят логико-языковые и творческие компоненты, обуславливающие умение учеников совершать логико-языковые и творческие операции с языковым материалом.

Однако при традиционном обучении родному языку в школе не происходит ожидаемого развития важнейших компонентов языковой способности учащихся.

Это обусловлено, прежде всего, сложностью и недостаточной изученностью психофизиологической природы языковой способности, её структуры, основных компонентов (необходимых для языкового развития личности) и периферийных её элементов, неразработанностью проблемы в методической литературе. Поэтому развитие языковой способности при обучении русскому языку в школе представляет собой стихийный, нерегулируемый и, следовательно, несовершенный процесс.

Реальные условия для решения проблемы развития языковой способности школьников на уроках русского языка созданы психологическими, методико-педагогическими, лингводидактическими и лингвистическими, как зарубежными, так и отечественными исследованиями: Л.С. Выготский, Дж. Брунер, А.Н. Леонтьев, С.Л.. Рубинштейн,.Б.Г. Анананьев, Л.И. Айдарова, Г.Г. Граник, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.

Цель исследования - разработка методики развития языковой способности учащихся на уроках родного языка в первом классе.

Гипотеза исследования - языковая способность учащихся формируется при условии взаимосвязанного развития ее логико-языковых и творческих компонентов:

- навыков семантического анализа языковых единиц всех уровней;

- навыков логико-языковых операций с языковым материалом (сравнение, дифференциация, классификация, анализ и синтез, обобщение и абстрагирование). А также и творческой деятельности (трансформация, конструирование, оценка);

- языкового чутья, проявляющегося на уровне системы языка и речи;

- выразительности устной и письменной речи (образные и эмоциональные средства языка).

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в первом классе.

Предмет исследования – методика развития речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.

В соответствие с вышеизложенным были определены задачи исследования:

- изучить состояние проблемы в теории и на практике;

- выявить роль и значение речевой деятельности в учебно- воспитательном процессе;

- определить, в какой мере реализуется формирование речевой деятельности в начальной школе.

Другие статьи:

Рекомендации для проведения дополнительных игровых форм при обучении детей младшего школьного возраста
Особенностями детей младшего школьного возраста являются любознательность, богатая фантазия, неусидчивость, обостренное восприятие окружающего мира. Основная проблема, связанная с возрастом - адаптация к новым условиям, переход ребенка из детского сада в школ ...

Проблема межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам
Преподавание иностранных языков в России переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, тяжелейший и сложнейший период коренной перестройки, переоценки ценностей, пересмотра целей, задач, методов, материалов и т.п. Новое время, новые условия потре ...

Разделы