Групповая работа и диалогизация образовательного процесса

Страница 1

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе развивающего обучения (РО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стремиться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться - это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г.А. Цукерман). Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в труппах совместно работающих детей. Работа в системе РО и использование на уроках групповой работы убелили нас в том, что:

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся:

- меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

- сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя,

- растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

Все группы в процессе становления проходят стадию конфликтных отношений, что, тем не менее, помогает воспитательной работе учителя. Не каждый ребенок быстро и безболезненно включается в учебный процесс, что может привести к развитию тревожности. Таким детям мы стараемся помочь, включая их в групповую работу. Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, имеется в виду дать каждому ребенку:

- эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса;

- возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах;

- опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель - планирование - рефлексия.

Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.

Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание акцентировать на формах взаимодействия - речевых клише: «Ты согласен?, «Не возражаешь?» и т.д. Можно назвать их вопросами запуска дискуссий, которыми каждая труппа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только после разбора двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки (например, «Вы неправильно составили схему»), а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала» и т.д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки.

Следующий момент, который требует внимания учителя - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Дыхательные судороги
Дыхательный механизм по временам принимает участие в судорожных движениях. Заикающиеся говорят во время вдыхания, вследствие чего их речь затруднительна, и они вынуждены многократно и судорожно напрягать свои органы речи, а также и лицо. Бонне был первым набл ...

Организация исследования и характеристика испытуемых
Исследование проводилось на базе ГДОУ№131 Адмиралтейского района города Санкт- Петербурга. Для исследования были взяты две группы детей по 10 человек. В первую группу вошли дети старшего дошкольного возраста с дизартрией, во вторую- сверстники без речевой пат ...

Разделы