Коммуникативная культура преподавателя

Педагогика » Коммуникативная культура преподавателя

Современные тенденции информационно-коммуникативной трансформации общества, система глобальной коммуникации, рост ее интенсивности затрагивает каждого человека, становится условием осознания свободы, индивидуальности, осознания себя как личности, обладающей этической и нравственной ответственностью.

Основным противоречием в развитии мировых коммуникативных процессов является признаваемое научным сообществом опасное для человечества расхождение между достижениями материальной культуры – «достижениями цивилизации» и духовной культуры. Поэтому внимание к внутренней сущности, проблеме качества коммуникации, определяемого по гуманистическим критериям, а также общественной и индивидуально-личностной коммуникативной культуре, имеющей гуманистический вектор развития, является актуальным для современного общества.

Парадигмальные изменения в образовании также имеют ярко выраженную коммуникативно-культурную направленность, проявляющуюся в ориентации на вхождение в мировое образовательное пространство, межкультурную коммуникацию, диалоговую модель обучения и воспитания.

В этих условиях возрастает роль коммуникативной культуры личности как фактора устойчивого развития и гуманизации взаимоотношений человека с окружающим миром.

Все это позволяет говорить о коммуникативной специфике педагогической деятельности, в которой решение профессиональных целей и задач полностью находится в плоскости коммуникации и реализуется через коммуникативное взаимодействие, и потому в ней предельно значимы вопросы общения, взаимопонимания, сотрудничества, диалога. Соответственно, возрастает уровень требований к коммуникативной культуре как основному фактору, позволяющему преподавателю выйти на высокий профессиональный уровень.

Феномен коммуникативной культуры как предмет научно-педагогических исследований изучается сравнительно недавно — в 70 — 80-е гг. XX в. Анализ научной литературы позволяет выделить несколько аспектов в изучении коммуникативной культуры преподавателя: определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога, исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми, исследования по проблеме педагогической этики и такта. Широкое распространение получили исследования, посвященные определению структуры, функций коммуникативной культуры педагогов различного звена – от приобретающих профессию до повышающих свою квалификацию и профессионально совершенствующихся. Также повышенный интерес со стороны исследователей наблюдается к методам и условиям развития и совершенствования коммуникативной культуры вышеперечисленных категорий представителей педагогического труда. Однако общей тенденцией всех исследований является рассмотрение какой-либо определенного компонента коммуникативной культуры личности педагога и его развитие, таких как, рефлексивность, педагогический такт. Та же тенденция наблюдается в исследовании путей и способов совершенствования коммуникативной культуры личности педагогов. В связи с этим возникает необходимость в обобщении и систематизации научных исследований для определения дальнейших путей изучения данной проблемы и последующего их практического применения в процессе совершенствования коммуникативной культуры педагогов, что обусловило выбор темы курсовой работы, ее структуру и содержание.

Целью курсовой работы является обобщить результаты научных исследований по проблеме коммуникативной культуры преподавателя. Объект исследования: коммуникативная культура преподавателя. Предмет исследования: совершенствование коммуникативной культуры преподавателя.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить сущность, структуру, содержание коммуникативной культуры преподавателя, критерии и уровни ее сформированности;

2. Исследовать состояние проблемы совершенствования коммуникативной культуры преподавателя.

Для реализации поставленной цели и задач курсовой работы были использованы следующие методы:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обобщен материал по проблеме совершенствования коммуникативной культуры преподавателя; в теоретическом плане содержательно представлены сущность, структура коммуникативной культуры преподавателя.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что обобщенный материал по проблеме совершенствования коммуникативной культуры преподавателя может быть рекомендован курсантам и слушателям для самостоятельного изучения.

Другие статьи:

Подбор игрушек для разных возрастных групп
Значение игрушки для развития ребенка тем выше, чем меньше ребенок. Поэтому так важен правильный подбор игрушек для детей разных возрастов и, особенно, для малышей. В раннем и младшем дошкольном возрасте основными воспитательными задачами являются: - охрана и ...

Физические и психические особенности детей младшего школьного возраста
Как пишет Макаренко Л.П., младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была перво ...

Разделы