Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии

Педагогика » Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии

Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (и достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Последнее — различение звуков на слух и в собственном произношении — становится возможным лишь после овладения способностью произвести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, несущественных для его различения. Такая способность формируется на протяжении всего дошкольного детства. На наш взгляд, развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи уделено недостаточное внимание, поэтому эта тема актуальна для нас.

Цель исследования: изучить особенности фонематического восприятия и определить методы и приемы работы по развитию фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР.

Задачи исследования:

изучить состояние проблемы общего недоразвития речи в современной логопедии

обследовать фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста

разработать методы и приемы по развитию фонематического восприятия в процессе формирования правильного произношения

проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе формирования правильного произношения

Гипотеза исследования: предполагается, что в процессе работы над звукопроизношением у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, у детей повысится уровень развития фонематического восприятия.

Объект исследования: фонематическое восприятие детей пятилетнего возраста с общим недоразвитие речи III уровня.

Предмет исследования: процесс формирования правильного звукопроизношения.

Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент и метод математической обработки результатов.

Методологическая основа: теория Р.Е. Левиной о специфики речи детей с различными нарушениями произношения, положение Г.Г. Голубевой о коррекции фонетической стороны речи детей, концепции Л.С. Волковой о детях с различными нарушениями речи, положение А.И. Максакова об особенности речи детей, методические рекомендации М.Ф. Фомичевой о детях с фонетико-фонематическими нарушениями речи, методика исследования состояния речи детей Г.Ф. Чиркиной, концепции Е.А. Стребелевой об особенностях детей с различными нарушениями, концепция Л.Ф. Спировой о фонетико-фонематическом недоразвитии речи, программа Т.Б. Филичевой о методах, приемах и направлениях коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 30 отечественных источников, и приложения. Работа проиллюстрирована 12 таблицами и 8 рисунками.

Практическая значимость: подобран комплекс методик для обследования фонематического восприятия детей.

Другие статьи:

Методики и результаты формирующего эксперимента
Правильность гипотезы необходимо было подтвердить на практике. С этой целью был проведен формирующий эксперимент. Эксперимент проводился на базе КГКП я/с №6 «Алданыш» г. Караганды. Здесь была отобрана группа детей с диагнозом общее недоразвитие речи, за котор ...

Сущностная характеристика театрализованной деятельности дошкольников
Роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения отмечают зарубежные и отечественные психологи. Значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет пря ...

Разделы