Детский церебральный паралич – тяжелое, врожденное заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Это приводит к грубым двигательным нарушениям, которые часто сопровождаются недоразвитием психики, речи, зрения, слуха. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При определенном коррекционном и педагогическом воздействии эти нарушения могут быть обратимыми, поэтому занятия изобразительным искусством представляют широкую возможность для работы в этом направлении. В процессе усвоения детьми ряда графических и живописных умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук, поскольку изображение окружающего мира требует от ребенка определенного уровня сформированности ручной умелости. Раннее развитие всех компонентов способностей, обеспечивающее успешное освоение изобразительной деятельности, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
У детей, страдающих детским церебральным параличом, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений. Процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности требует особого подхода и организации. Чтобы добиться оптимальных результатов, на занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата. Для этой цели была разработана система занятий, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.
Другие статьи:
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, в ...
Дифференциация обучения младших школьников на различных этапах урока
математики
Не обязательно вводить дифференциацию на всех этапах урока. Это требует от учителя большой по объёму подготовки к уроку и, кроме того, не всегда даёт необходимый эффект. Учитель определяет, нужна ли дифференцированная работа в зависимости от типа урока, особе ...