Деятельность выдающихся людей. Симон Будный

Среди писателей и культурных деятелей прошлого, внесших большой вклад в национальное наследие, одно из первых мест принадлежит Симону Будному (1530–1593), крупнейшему деятелю реформационного движения во второй половине 16 в., первопечатнику, поэту, гуманисту, просветителю и основоположнику рационалистической критики христианства.

Высшее образование Будный получил в Краковском университет, а затем, возможно, учился в протестантском университете в Базеле, по возвращении на родину служил учителем в Вильно, проповедником в Клецке. В 1562 г. совместно с несвижским старостой Матвеем Кавячинским и его братьями, кальвинистским проповедником Лаврентием Крышковским основывает типографию в Несвиже, при которой была построена паперня (мануфактура по производству бумаги). Здесь в этом же году выходит и первая печатная книга – «Катехизис». В ней он впервые заявил о себе как о представителе гуманистической педагогической мысли.

Известно, что многие церковные книги кроме непосредственно религиозно-культового применения, использовались как буквари, по которым в приходских школах учили читать и писать. Написанный на родном для белорусов языке «Катехизис» Будного не только в доступной форме излагал отдельные положения вероучения, но и содержал значительную критику богословских догм. В книге поднимались такие актуальные для того времени проблемы, как гражданские обязанности человека, отношение к государственным должностям, право владения земельной собственностью и др.

В «Катехизисе» Будный выдвинул требование всеобщего народного образования и необходимости всестороннего обучения и воспитания. Большая заслуга его как педагога-мыслителя состоит в утверждении престижа белорусского языка, пробуждении национального самосознания. Он внес заметный вклад в формирование концепции творческой свободы.

В несвижской типографии выходили книги, переведенные Будным на польский язык. Например, Библия, «Разговор святого Юстина, философа и мученика с Трифоном-иудеем» и др. В поисках настоящего текста Священного писания, мыслителю пришлось изучить и сопоставить между собой большое количество библейских книг, тиелогических и философских трактатов различных авторов, написанных на древнееврейском, древнегреческом, латинском, церковно-славянском, польском, чешском, немецком, французском и других языках. Это существенно расширило его эрудицию, оказало влияние на характер развития религиозно-философских взглядов.

С. Будный рекомендовал сравнивать понятный текст с менее понятным, темные и сверхъестественные ситуации объяснять в соответствии с логикой, разумом, природоведческим и научным опытом человека. В частности, некоторые сведения из Библии он сверяет с данными Плииния Старшего. Через издание своих изысканий на латинском языке в основном в герменевтике (искусство толкования текстов) он успешно пробовал пропагандировать свои взгляды на Западе. Участвовал в ряде бурных религиозных и социально-политических дискуссий.

Как и Францис Сорина, Симон Будный отразил в своем творчестве высокий уровень гражданского, философского и национального самосознания белорусского народа в эпоху Возрождения.

Другие статьи:

Методические рекомендации для учителей начальных классов по построению педагогического имиджа
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному): 1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности. 2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до ...

Методические службы региона: проблемы функционирования
Общеизвестно, что деятельность методических служб системы образования в своих основополагающих моментах должна превосходить саморазвитие. Между тем методические службы сами вошли в проблемную полосу своего функционирования. Например, в большинстве методически ...

Разделы