Категория развития является одним из важнейших (если не сказать наиболее важным) методологических понятий психологической науки, в частности психологии развития. На протяжении более чем полутора веков, начиная с середины XIX века, когда и был поднят вопрос о необходимости онтогенетического подхода, идеи развития получали новое содержание, уточнялись и обогащались в рамках различных школ психологии. В работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и других отечественных ученых, опирающихся на эти идеи, было создано стройное учение, раскрывающее общие закономерности развития, проблемы его детерминации, источников и движущих сил, фаз и уровней.
В работах отечественных психиатров, дефектологов и клинических психологов представления о развитии были использованы для понимания дизонтогенеза (как тогда говорили — аномального развития). В работах Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской и В.В. Лебединского, В.В. Ковалева получили дальнейшее развитие фундаментальные понятия, касающиеся общих и специфических закономерностей дизонтогенеза, типологических и классификационных представлений, специфики динамики развития детей с различными отклонениями в развитии.
В результате развития новых направлений отечественной психологии, новых подходов к анализу развития были выявлены особые формы дизонтогенеза, достаточно сложные для психолого-педагогической диагностики и, соответственно, для применения к ним имеющегося терминологического и понятийного аппарата. В качестве одного из примеров можно привести такую форму дизонтогенеза, как «нарушения нейробиологических закономерностей развития мозговой организации психической деятельности ребенка».
На наш взгляд, базовым психологическим понятием, терминологически и содержательно адекватным применительно к самым различным категориям проблемных детей, является термин отклоняющееся развитие. Следует отметить, что подобное понимание дизонтогенеза (как изменение направления развития ребенка) встречается еще у Л.С. Выготского в виде понятия «уклонение развития».
Само понятие отклоняющееся развитие отражает и качественный характер, и динамические характеристики состояния ребенка. Одновременно этот термин не противоречит диалектичности уровневой оценки развития в целом и отдельных функциональных систем (например, нисколько не противоречит функционально-уровневому подходу в парадигме С.А. Домишкевича, другим современным концепциям).
Однако само это понятие можно и должно рассматривать только в ситуации «отклоняющееся относительно чего-либо». То есть использование этого определения влечет необходимость понимания динамики изменений в ходе подобного развития в сравнении с динамикой развития нормативного.
Само понятие отклоняющегося развития, как уже говорилось, может определяться как «отклоняющееся от чего-либо» (в данном случае — от развития, принимаемого за нормативное). Для более четкой дефиниции последнего нам кажется продуктивным использование такого понятия, как «идеальная программа развития», «идеальный онтогенез»; более коротко — программа развития. В данном случае под «программой развития» подразумевается: своевременное поступательное формирование взаимосвязанных, пронизанных гетерохронией функций и их систем в условиях идеальной детерминации их внутренними (генетическими) законами и столь же идеальным воздействием внешних факторов, в которые, естественно, включается и имманентно присущее развитию ребенка столь же идеальное присвоение (амплификация) образовательных воздействий и включение их в собственные психические структуры.
Для определения искомого понятия отклоняющегося развития необходимо рассмотреть и понятие социально-психологического норматива (СПН) по К.М. Гуревичу, который « .в сжатом виде можно определить как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов» [90]. Чтобы успешно функционировать в конкретном обществе, каждый человек должен отвечать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Эти требования и составляют содержание СПН, являясь идеальной моделью системы требований социальной общности к личности.
Другие статьи:
Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»
Программа тренинга была разработана специально для учащихся 4-х классов. Так как именно в этих классах педагоги отмечают наиболее конфликтные отношения между детьми, и намечается определенный «кризис сплоченности». Это соответствует возрастным особенностям кл ...
Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях ак ...