Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Педагогика » Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр » Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Страница 1

Основу развивающей работы по развитию творческого воображения с детьми дошкольного возраста составляют творческие сюжетные игры. В своей совокупности они представляют собой блок занятий, направленных на развитие творческого воображения. Занятия построены в доступной и интересной форме с применением метода сказкотерапии.

Развивающие занятия строятся на основе игровых ситуаций. Сюжеты историй и сказок объединяют игровые персонажи – сказочные герои, придуманные детьми. Они «преодолевают возникающие проблемы и «усваивают» приемы саморегуляции и развития творческих способностей вместе со своими героями, путешествуя по «волшебной стране». Сюжеты сказок придумывают сами дети в ходе занятий. Сказки сочиняются, обыгрываются детьми совместно с ведущим.

Каждая тема сказки прорабатывается на 1-3 занятиях с использованием разных методов. Предложенные ниже задания, игры и упражнения можно включать в сюжет каждого занятия. Способ подачи материала может меняться в зависимости от особенностей конкретной группы детей и от темы занятия.

Структура творческих сюжетных игр предполагает использование каждого развивающего занятия 3-5 комбинированных творческих приемов и разных методов, включающих:

фантазирование (на основе технологий, предложенных Дж. Родари) ;

изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач);

психогимнастику (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции;

сказкотерапию (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова);

элементы групповой дискуссии.

Для проведения занятий можно использовать: рисунки, выполненные детьми; магнитофон и аудиокассеты с музыкой для релаксации; ковер на полу; игрушки; материал для творческой деятельности (краски, карандаши, восковые мелки, бумага, пластилин и т.п.).

Цель занятий – развитие воображения и творческого потенциала дошкольников; осознание собственных творческих возможностей; преодоление барьеров, препятствующих актуализации творческих ресурсов.

Занятие 1. Пофантазируем?

Цель: развитие воображения.

Детям предлагается выполнить ряд упражнений в игровой форме.

«Кляксы»

Материалы: большой лист бумаги, краски, стакан с водой.

В Волшебной стране есть необычный город. Дракон Бойся-Бой превратил всех жителей в разноцветные облака. Время от времени в городе идет дождь, и капельки разных цветов падают на землю. Надо «оживить» эти капельки.

Детям предлагается набрать на кисточку побольше краски и капнуть на лист.

Бесформенное пятно нужно дорисовать, чтобы было понятно, на что оно похоже.

Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксах или в отдельных ее частях.

Упражнение «Составление рассказа с использованием отдельных слов».

Материал: набор слов.

Детям предлагаются отдельные слова, например: солнце, река, ветер, дождь. Нужно составить связанный рассказ, используя эти слова. Вначале число слов ограничивается до 3-4, затем постепенно увеличивается до 7-10.

Упражнение можно проводить с ограничениями, например, придумать рассказ со словами, начинающимися только с буквы А или Б и т.д.

Игра «Цветные сказки».

Детям предлагается придумать, например, «розовую» или «зеленую сказку. В качестве иллюстрации читается сказка латышского писателя Иманта Зиедониса «Желтая сказка».

Желтая сказка

Солнце, как яичный желток, висело над землей. А по лучам на землю шли цыплята, и все они были, конечно, желтые.

Желтая пчела подлетела к цыпленку, стала приглашать его в свой желтый улей. Но цыпленку в улей никак не залезть: дырочка маленькая.

«Ладно, - подумал он, - вот желтые бабочки летают, полетаю с ними». Цыпленок подпрыгнул, но тут же вспомнил, то у него крыльев нет, полоски какие-то вместо крыльев. «Стану курицей, – мечтал он, –буду летать высоко».

А солнце сияло на небе, как желтый блин с такими вкусными хрустящими краешками. Пчелы летели от одуванчика к одуванчику и возвращались в свой желтый улей. Он выглядел, как огромная желтая библиотека. Рамки, будто полки до потолка, и все наполнены сотами. А соты похожи на желтые шестиугольные телевизоры, только вместо экранов блестит желтый мед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы
Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной. Нужно выбирать не учебник, а программу, к которой существует пол ...

Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников
Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, ...

Разделы