Основной принцип русской орфографии

Страница 2

Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы:

правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу;

правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на -З, которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается);

правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени;

перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов;

в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении Ъ после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.

Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.

Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

Таким образом, на морфологическом принципе основано:

написание безударных гласных во всех значимых частях слова, проверяемых ударением:

- в корнях: ходовой – ход, садовый – сад, волнистый – волны;

- в приставках: подписать – подпись, поехать – поезд, пропустил – пропуск;

- в суффиксах: липовый, дубовый, низок, широк

- в окончаниях: на речке – на реке, в городе – в столе, озеро – окно

написание звонких и глухих согласных: дуб – дубы, сказка – сказать, свадьба – свадебный, луг – луга, резьба – резать, молотьба – молотить;

правописание твердых и мягких согласных: прелестный – прелесть, радостный – радость, звездный – звезда, солнце – солнечный, местный – место, грустный - грусть;

правописание твердых и мягких согласных ассимилятивного характера: бантик – бант, травка – трава;

написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с -И- в сложносокращенном слове: пединститут, дезинформация.

Связь написания морфем с произношением выражается в том, что звуковой состав морфем передается буквами отдельно для каждого звука в наиболее дифференцированном положении звуков: гласные наиболее дифференцированны под ударением, согласные – в положении перед гласными, сонорными согласными и [в]. Так создается единый графический образ морфем как носителей известного значения, без воспроизведения их конкретного звукового состава, частичные изменения которого не отражаются на присущем морфеме значении.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Разделы