Виды дидактических игр и их классификационные признаки

Страница 2

Все компьютерные программы для детей должны быть положительно нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.

В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Для более точного представления о классификациях дидактических игр, воспользуемся рисунком 1, в которой показаны основные три классификации дидактических игр в зависимости от основы деления. Данный рисунок приведен ниже.

Рисунок 1 - Виды дидактических игр

Теперь более подробно разберем приведенные виды дидактических игр.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различные предметов. При работе с играми, с природным материалом дети закрепляют знания об окружающей природной среде, у них формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании разрешаются различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использование приобретенные знания о новых обстоятельствах. дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки, сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы и суждения и другие. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

входят игры, с помощью которых формируют умения выделять существенные признаки предметов, явлений.

составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения.

игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе.

В особую, четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительности и быстроты мышления.

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия-усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Влияние педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к дет ...

Работа по повышению уровня правовой культуры в рамках группы испытуемых путем проведения серии занятий
Главными путями реализации задачи повышения уровня правовой культуры дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательн ...

Разделы