Гуманизм рассматривается как определенное мировоззрение, гуманность как качество личности, гуманизация как процесс, характеризующий его качество.
Гуманизм как мировоззрение есть социально ценностный комплекс идей, утверждающих отношение человека к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил, идей, выражающих свое отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связи с другими людьми.
Гуманность как качество личности это совокупность нравственно- психологических свойств, выражающих осознание и сопереживающих отношение к человеку как высшей ценности. Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств развития личностей - субъектов взаимодействия - педагогов и воспитанников.
Гуманитарная культура педагога - оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Гуманистические идеи о цели, способе, формах, психологических условиях, отношениях воспитателя и воспитанника, принципах организации педагогического процесса были реализованы в педагогических системах ХIХ- ХХ веков:
Гуманистическая концепция обучения К. Роджерса возникла в конце 50-х начале 60-х годов как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, постепенно терявшей человека в ворохе знаний.
1.Школьная программа предусматривает создание эмоционально-стимулирующей учебной среды.
2. Учение должно происходить в позитивной обстановке и в атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимной приязни, отсутствия пристрастных суждений и угроз.
3. Учебный процесс структурируется на солидарной основе (общее согласие в намечаемых целях).
4. Каждый ученик получает реальную возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития.
5.Основным критерием оценки образовательной программы являются ее возможности в развитии потенциала ребенка и стимулирования его творческих способностей.
6.Сущность процесса учения рассматривается как накопления субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми гранями и содержательными элементами.
7.Учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если учащийся не просит об этом.
Оценки совместно обсуждаются. Основной целью и предназначением современной психологической службы является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе в условиях которой постоянно соблюдается принцип педагогической экологии.
Гуманистическая ориентация педагогов и родителей способствует формированию положительного образа “Я” каждого ребенка, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости.
Другие статьи:
Методические рекомендации по использованию сказки в
воспитательно-образовательной работе с дошкольниками
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество. Очень важно, чтобы родители и воспитатели после ч ...
Анализ существующих игровых методик для детей младшего школьного возраста
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо др ...