Методологические основы гуманизации педагогического процесса

Педагогика » Проблема гуманизации школьного образования » Методологические основы гуманизации педагогического процесса

В последние годы разрабатываются концепции гуманизации образования, на основе которых предпринимаются научные исследования, изучается опыт учреждений образования и конкретных педагогов, вырабатываются новые методологические подходы к критериальным оценкам сущности гуманистического подхода и подготовке учителя к его осуществлению.

Гуманизация понимается педагогами в расширительном толковании:

· гуманизация содержания образования - 64%,

· обновление содержания традиционных предметов - 61%,

· введение разноуровневых учебных курсов - 5% и т.п.)

Гуманизация образования - многоплановое явление, которое осуществляется одновременно на нескольких уровнях: в рамках семейного и общественной системы воспитания в сфере разнообразных педагогических процессов и систем, в практической деятельности конкретных работников образовательных учреждений.

В качестве принципов гуманизации могут быть предложены следующие:

·принцип ценностно-смыслового антропологизма;

·принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;

·принцип двудоминантности педагогического процесса;

·принцип приоритета воспитания;

·принцип природосообразности и культуросообразности;

·принцип субъективности позиции участников педагогического процесса.

Критериями гуманизации целостного педагогического процесса могут служить:

· личностно-гуманная ориентация воспитателя;

· ценностно-смысловое равенство взрослого и ребенка;

· потребность и возможность взрослого выдвигать и корректировать цели обучения и воспитания по уровню реальной педагогической практики;

· язык формулировки целей педагогического процесса и воспитательной деятельности, в котором заложена динамика развития личности,

· индивидуальности, межличностных отношений;

· сохранение здоровья, его укрепление, соблюдение экологии человека и образования;

· возможность движения воспитателей от рецептурной модели профессионального поведения к концептуальной;

· качество отношений как объект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия.

Главные психолого-педагогические требования к гуманизации целостного педагогического процесса:

1. Наличие целостной системы воспитательно-образовательной работы в семье, детском саду и школе

2.Понимание и принятие всеми участниками целостного педагогического процесса человека как меры целесообразности и результативности всей воспитательно-образовательной деятельности

3.Личностно-гуманная ориентация воспитателей, основанная на гуманистическом мировоззрении и гуманитарной культуре, обеспечивающая ценностно-смысловое равенство ребенка и взрослого, восстановление культурообразующей функции воспитателя.

4.Личностно-ориентированные модели, способы и формы общения воспитателей и воспитанников, качество которых определяется наличием субъект-субъектных связей и ценностно-смыслового взаимодействия, обеспечивающих психологическую защищенность ребенка, развитие его индивидуальности, расширение степени свободы развивающегося субъекта самосознания, деятельности и общения.

5. Уважение личности и принятие индивидуальности каждого ребенка, определение качеств личности в зависимости от качества целостного педагогического процесса.

6. Рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и способствующая сохранению и укреплению его здоровья.

7 Взаимодействие воспитателей детского сада, учителей начальных классов и родителей в целостном педагогическом процессе, их взаимная ответственность за его результаты, выраженные в развитии личности ребенка как мере всех вещей.

Другие статьи:

Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи различного генеза неоднократно являлась предметом специального изучения. Под общим недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают комплек ...

Развитие произносительной стороны речи у детей
Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Изв ...

Разделы