Задача как средство экологического воспитания учащихся

Педагогика » Задачи экологического содержания на уроках математики » Задача как средство экологического воспитания учащихся

Страница 1

Экологическая культура - это существенная часть общей культуры современного человека, включающая весь накопленный обществом опыт природопользования, знание об оптимальных способах взаимодействия с природой, закрепляемые и передаваемые

поколениями. Основная концепция экологической культуры проявляется в единстве экологических знаний, экологических знаний, экологического сознания, экологической деятельности. Под экологическими знаниями понимаются знания, определяемых познавательными интересами школьника, включающие в себя конкретные сведения и философско-мировоззренческие обобщения, нацеленные на раскрытие закономерностей взаимодействия общества и природы. Задачами экологии на современном этапе являются поиск новых путей сосуществования человека и природы, изучение философских, социальных, экологических, образовательных и других проблем, стоящих перед обществом. При преподавании математики в основной школе имеется возможность продемонстрировать взаимосвязи между понятиями, принятыми в различных областях знаний, и процессами, протекающими в природной среде, в человеческом обществе.

Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием:

1. влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье.

2. человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы.

3. экосистема и место человека в ней.

4. возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника.

5. пути познания свойств окружающих предметов и явлений. Использование выделенных свойств этих предметов и явлений в повседневной практической деятельности человека.

6. присутствие законов природы в жизни человека.

Эти направления связаны между собой общей мировоззренческой позицией, направленной на формирование экологической культуры школьников. Для того чтоб, во-первых, показать, что система математических задач с экологическим содержанием представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов, во-вторых, найти эффективный аппарат для составления задач с экологическим содержанием и обосновать возможность внесения соответствующего вклада в формирование экологической культуры школьников при использовании таких задач в обучении математике в основной школе. Для каждого выделенного тематического направления существует достаточное количество задач с экологическим содержанием по различным темам курса математики основной школы.

Актуальность экологической проблемы достаточно очевидна. Материалы комитетов по статистике, лесу, земельным ресурсам и землеустройству, управления охотничьего хозяйства, геологического комитета, рыбной инспекции, центров по гидрометеорологии, а так же ученых ВУЗов и специалистов различных отраслей народного хозяйства дают объективную информацию о качестве окружающей природной среды, состоянии почв, лесов, животного и

растительного мира, тенденциях их изменений в результате хозяйственной деятельности общества.

На базе этих данных составлены задачи по курсу математики 3-4 классов к темам: «Величина», «Решение задач на сложение и вычитание в 1(2) действия», «Рушение задач на умножение и деление» и др. Содержание задач, составленных по вышеуказанным материалам, вызывает живой интерес учащихся. Тесты задач обращены не только к уму, но и к эмоциям детей, вызывая у них чувства причастности к решению актуальных проблем. Также задания и задачи несут положительное воспитательное воздействие на учеников. Особо выделяются задания на самостоятельное составление текстов задач учащимися по предложенным данным. Такого рода работа подталкивает источников познания, работу со справочниками, сбор и анализ сведений по данной проблеме. Следовательно, школьник воспитывает в себе интерес к

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Методические службы региона: проблемы функционирования
Общеизвестно, что деятельность методических служб системы образования в своих основополагающих моментах должна превосходить саморазвитие. Между тем методические службы сами вошли в проблемную полосу своего функционирования. Например, в большинстве методически ...

О дифференцированном и индивидуальном подходе к учащимся в процессе обучения математике в начальной школе
Проблема индивидуального подхода к детям волновала многих передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы очень сильно критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали тщательного внимания к ребенку, к его ...

Разделы