Воспитание лидера как психолого-педагогическая проблема

Страница 2

А.В. Мудрик, исследуя позицию лидера в разных возрастных группах, рассматривает особенности функционирования разновозрастных отрядов. Автор отмечает, что в младших классах главная функция лидера – организаторская, поэтому подростки старшего возраста выступают для своих более младших товарищей в качестве руководителей, организаторов. Кроме этого, достаточно развитой лидер в этом возрасте является посредником в общении дошкольников и старших школьников. В подростковом возрасте создается оптимальная среда развития самодеятельности и творчества. Здесь лидер выступает в роли «руководителя». Поскольку на старших подростков возлагается ответственность за работу школьной организации, в старших классах лидер выступает еще и в роли «консультанта» для среднего звена школьников. При этом А.В. Мудрик акцентирует внимание на воспитании у старшеклассников, стремящихся к лидерству, навыков самонаблюдения и самоанализа, т.е. навыков рефлексии. Автор пишет, что «рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, свои отношения с людьми, способность познавать свой внутренний мир и понимать себя». Именно рефлексия формирует у подростка адекватную самооценку, способствует его саморазвитию и самовоспитанию как личности, и лучше всего это происходит в семье. Поэтому создание ранних условий для совместных творческих дел в семье потребует создания специальных условий организации «…определенного образа жизни ребенка, где вся работа с ним основывается на началах нравственности и творчества».

Таким образом, рассмотренные нами подходы с достаточной полнотой и с различных позиций позволяют сделать вывод о том, что общество является важным фактором обучения подростков лидерству. Чем лучше дети подготовлены к жизни и чем лучше они понимают то, что их окружает, тем вероятнее они будут подготовлены не только к последующей жизни в обществе, но и сами внесут свой вклад в его развитие и благосостояние.

При рассмотрении воспитательной системы и ее компонентов с точки зрения синергетического подхода Н.Л. Селиванова обнаруживает существование зон неупорядоченности в процессе развития этой системы. Это служит весомым аргументом для изучения процессов самоорганизации систем воспитания и управления этими системами с позиции идей теории синергетики (самоорганизации). В нашем исследовании мы попытались соотнести некоторые положения данной теории со стохастичностью процесса лидерообразования. Такое соотнесение позволило нам увидеть универсальность и полноту содержания будущей воспитательной системы, т.к. основные положения синергетической теории сводятся к следующему:

1) Существование в воспитательной системе нестабильных, неустойчивых состояний является условием её стабильного и динамического развития. Лидер в воспитательной системе всегда выступает в качестве нестабильного элемента. Он постоянно изменяется, растет, движется, а это движение порождает противоречие между традиционной стабильностью и новационной динамикой.

2) Малые воздействия или воспитательные процессы, происходящие на микроуровне, могут стать для системы определяющими. Ведь развитие группы будет всегда зависеть от направленности лидера, его ценностных ориентаций; малейшие изменения в позиции лидера приведут группу к трансформации.

3) В то же время наблюдается обратная связь: предполагаемое будущее состояние воспитательной системы организует и формирует её уже сегодня, т.е. перспективная воспитательная система должна отражать уже сегодняшние достижения.

Результаты исследований личности разными учеными-педагогами, психологами и социологами сведены в единые представления – «образы человека» и описаны А.Г. Асмоловым. Ученый выделяет четыре «образа человека», которые, с педагогической точки зрения, являются ориентирами в стратегии воспитания личности:

– «человек ощущающий» (человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как устройство по переработке информации);

– «человек – потребитель» (постоянно в чем-то нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей);

– «запрограммированный человек» (в поведенческих науках – человек как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей);

– «деятельный человек» (человек, осуществляющий выбор; человек как выразитель смыслов и ценностей .

Так как воспитание (как одно из направлений развития личности) имеет индивидуальные и социальные характеристики, то описание всех процессов и методов воспитания целесообразно вести параллельно.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что адаптировать ребенка в социум – задача наитруднейшая. Социум – это естественная, сложная и гигантская школа жизни. В социуме на практике проверяется все то, что заложено в ребенке школой и родителями. И если в ребенке воспитаны качества лидера, тем больше вероятность его выживания в хитросплетениях жизни и даже продвижения вверх по иерархической лестнице. Общество – это важнейшая школа обучения лидерству.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Методика обучения школьников в рамках интегрированных кружков по информатике
Для лучшего понимания того, как должны проводиться занятия в интегрированных кружках по информатике, сначала рассмотрим возможные формы внеурочной деятельности школьников и определим, что непосредственно можно называть внеурочной деятельностью школьников. Под ...

Умственное развитие в процессе обучения
Хорошо подготовленный и творчески работающий учитель сознательно включает в уроки систему развивающих факторов; в результате получается развивающее обучение, - специально сконцентрированный учебно-воспитательный процесс, в котором каждый элемент оптимизирован ...

Разделы