Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников

Педагогика » Практические аспекты развития декоративно-прикладного творчества у старших дошкольников » Теоретические основания для развития художественного творчества у дошкольников

Страница 1

Декоративное искусство в его разнообразных формах оказывается наиболее подходящей основой для руководства развитием детского изобразительного творчества.

Анализируя литературные источники по данному вопросу можно сделать ряд сообщений.

В психологии, творчество – должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию. Соответствуют ли этим показателям детские работы?

Ясно, что детское творчество полностью не подходит под это определение. Но необходимо уяснить, что «детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности». И в своём художественном творчестве ребёнок «открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».

В монографии «художественное творчество и ребёнок под редакцией Н.А. Ветлугиной, представлены результаты исследований проблемы детского художественного образа.

В исследованиях удалось выявить показатели детского творчества, по которым можно судить о качестве творческих отношений, способов действий и продукции

1 группа показателей – характеристика отношения детей к творчеству: их увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний. На основе этого интенсивно развиваются художественные способности;

2 группа – показатели качества способов творческих действий детей: быстроту реакций, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий;

3 группа – показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.

Конечно, творчество развивается не так последовательно и постепенно, как обучение.

Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. Можно наметить лишь основные этапы в этом процессе:

1 этап – возникновение идеи замысла;

2 этап – вынашивание замысла;

3 этап – реализация замысла, в процессе которого идёт дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы;

4 этап – появление художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости – в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности.

Исследование путей формирования детского творчества дало возможность определить 3 этапа:

1. задания, требующие от детей первоначальной ориентировки в творческой деятельности. Создаётся установка на новые для них способы действий: сочини, придумай, найди, измени. Дети действуют совместно с педагогом, проявляя себя в отдельных случаях, применяя элементы творческих действий.

2. задания, вызывающие у детей целенаправленные действия, поиски решений. Благодаря заданиям этого типа, ребёнок попадает в постоянно меняющиеся ситуации и начинает понимать, что на основе старого можно найти новые комбинации, видоизменять, улучшать сделанное ранее. Возникает атмосфера совместного творчества со взрослым, ребёнок получает первое представление о том, что общими усилиями можно доставить другим удовольствие.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Изменения в современной школе в связи с «информационным взрывом»
Все, сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школе уже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобиться им в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашим детям, составляет тол ...

Методические рекомендации к проведению урока
Этап вводного инструктажа Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты, приспособления и т.д.); б) ознакомление с техни ...

Разделы