Использование игровых приёмов– забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать».
Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового. Использование всевозможных ребусов, кроссвордов, головоломок повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.
Например, в девятом классе при изучении темы «Психические процессы», детям можно предложить кроссворд со следующими вопросами.
Одно из качеств внимания. Определяет количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности на основе прошлого опыта человека.
Вид памяти в зависимости от цели и способа запоминания.
Способность к сохранению и воспроизведению прошлого опыта.
Вид памяти в зависимости от длительности сохранения информации.
Направленность и сосредоточенность сознания человека на определённом объекте.
Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.
Степень сосредоточенности на объекте.
Возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.
По вертикали.
Вид памяти в зависимости от объекта запоминания.
Отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Психический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений.
Важное качество, которое вырабатывает в себе человек при частом проявлении внимания.
Длительное сосредоточение внимания на объекте.
Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся отражением действительности.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Концептуальные положения игровых форм обучения:
Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.
Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.
Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.
Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.
Безусловно, одно – воспитательная, образовательная ценность развивающих игр зависит от участия в них педагогов, воспитателей, родителей.
При соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие, сюжетно-ролевые игры).
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Другие статьи:
Организация и методика исследования быта и жизнедеятельности детей
Целью констатирующего эксперимента стало определение исходного уровня развития воспитанников, их жизнедеятельности в условиях интернатного учреждения. Задачи эксперимента: 1. Выявить характерные особенности детей, оставшихся без попечения родителей и детей, в ...
Особенности применения дидактических игр при
обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры, а также в виде различных эстафет. По результатам анкетирования 75% учителей считают, что при закреплении материала ф ...